Пьезоэлектрический привод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
СО4кьлисткчюскнх
Республик
636760 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено03.01.77 (21)2440374/24-25 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.12.78.Бюллетень № 45 (4б) Дата опубликования описания 15.12.78
2 (51} М. Кл
H 02 Й 11/00
К 01 Ь 41/10
Гасударственный комктет
Соввта Мнннстров СССР
ro делам нзооретеннй н открытнй (5З) УДК 537.228. . 1 (088. 8) В. С. Вишневский, И. А. Карташев, В. A. Кирточеттко;В. В. Лавриненко и В. М. Шиян
1;
1 (72) Авторы изобретения
Киевский орцена Ленина политехнический институт имени
50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (71) Заявитель (54) ПЪЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД
Изобретение относится к электрическим приводам, преобразующим электрическую энергию во вращение вала, и может быть использовано в аппаратуре вицео- и звукозаписи н воспроизведения.
Известен пьезоэлектрический привод, содержащий ротор, на поверхность которого одним концом опирается пьезоэлемент, прижатый к ротору прижимным yc poNc вом (11 .
Недостатком этого устройства является большой износ пьезоэлемента и ротоPB.
Известен также пьезоэлектрический привод, содержащий ротор и пьезоэлемент, одним концом опирающийся на поверхность ротора и прижатый к нему прижимным устройством (2) .
Оцнако его недостатками являются большой износ пьезоэлемента и ротора, а также большие колебания мгновенной скорости вращения ротора.
Цель изобретения — уменьшение износа пьезоэлемента и ротора, а также колебаний мгновенной скорости вращения ротора.
Поставленная цель достигается тем, что между указанным ротором н концом пьезоэлемента помещен промежутрчный
5 ротор, ось вращения которого выполнена поворотной. Кроме того привод снабжен дополнительны м ротором, поджимающим промежуточный ротор к пьезоэлементу, причем. ось вращения дополнительного ро1ц тора расположена с противоположной от пьезоэлемента стороны по отношению к плоскости, проходящей через оси вращения основного и промежуточного роторов.
На фиг. 1 показан пьезоэлектрический привод, общий вид; на фиг. 2 — то же, с дополнительным ротором.
Пьезоэлектрический привод содержит ротор 1, ось 2 которого вращается в .подшипниках 3, н пьезоэлемент 4 с нзно2О состойкой накладкой 5. ffa протнвополо>кных сторонах пьезоэлемента 4 нанесены электроды 6, которые с помощью выводов 7 подключены к источнику перемен636760 ного электрического напряжения (на фиг. 1 не показан). Один конец пьезоэлемента расположен в опоре S, а второй конец прижимным устройством 9 прижат под углом, близким к 45О, к поверхнос- у ти промежуточного ротора 10. Ось 11 ,промежуточного ротора 10 закреплена в кронштейне 12, который вращается относительно промежуточной оси 13.
Пьезоэлектрический привод может 16 быть снабжен дополнительным ротором
14 (фиг. 2), ось 15 вращения которого расположена в противоположной от пьезоэлемента 4 стороне относительно плоскости А-А, проходящей через оси 2 и И .11 указанного 1 и промежуточного 10 роторов, Пьезоэлектрический привод работает следующим образом.
При. подаче переменного электрическо-® го напряжения на электроды 6 пьезоэлемента 4 в нем возникают механические колебания, которые приводят во вращение
-промежуточный ротор 10, который прижат к ротору 1 и приводит его во врвще- ние.
Пьезоэлектрический привод с дополнительным ротором 14 работает аналогично, но так как промежуточный ротор прижат в трех точках, то он выполнен бесцентровым, что существенно удешевляет конструкцию привода и уменьшает затраты на его изготовление. Это объясняется тем, что промежуточный ротор выполняется из дорогих материалов типа карбида вольфрама и является наиболее точной и трудоемкой в изготовлении деталью привода.
В пьезоэлектрическом приводе (фиг. 1 и 2) давления на промежуточнь|й ротор . @»
10 со стороны пьезоэлемента 4, ротора
1 и дополнительного ротора 14 скомпенсированы, и поэтому подшипники его оси
10 не испытывают односторонних усилий, приводящих к дополнительным колебаниям мгновенной скорости вращения, Для уменьшения колебаний мгновенной скорости вращения нв ось 11 промежуточного ротора
l0 может быть посажен маховик, который, учитывая большую скорость вращения промежуточного ротора 10, будет иметь меньшую массу и габариты по сравнению с маховиком, расположенным на оси 2 ротора 1.
Эксперименты показали, что предлагаемый привод обладает в 5 рвз меньшими колебаниями мгновенной скорости вращения ротора по сравнению с известными техническими решениями.
Формула изобретения
1. Пьезоэлектрический привод, содержащий ротор и пьезоэлемент, одним концом опирающийся на поверхность ротора и прижатый к нему прижимным устройством, отличающийся тем, что, с целью уменьшения износа пьезоэлемента и ротора, в также колебаний мгновенной скорости вращения ротора, между указанным ротором и концом -пьезоэлемента помещен промежуточнъй ротор, ось вращения которого выполнена поворотной.
2. Пьезоэлектрический привод по и. 1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным ротором, поджимающим промежуточный ротор к пьезоэлементу, причем ocr вращения дополнительного ротора ... расположена с противоположной от пьезоэлемента стороны по отношению к плоскости, проходящей через оси вращения основного и промежуточного роторов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
l. Заявка Франции ¹ 2277458, кл. Н 02 g 11/00, 1976.
2, Авторское свидетельство СССР
¹ 217509, кл. Н 02 М 11/00, 1965.
Фиг. 2
Составитель В, Вавер
Редактор Ж. Рожкова Техред Э. Чужик Корректор И. Гоксич
Заказ 6965/47 Тираж 850 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., a. 4/5 филиал ППП Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4