Способ контроля короткозамкнутых витков многофазной обмотки статора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистикеских
Республик
ОП ЙСАНИЕ ЬЗ768ю
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Допо..лительное к авт. санд-ву (22) Заявлено12.04.76 (21) 234977 4/24-07 (51) М. Кл.
G 01 К 31l06 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный квинтет
Соавта )йнннстраа СССР ао делам изобретеннй н отнрытнй (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.78,Бюллетень K - 46 (45) Дата опубликования описания 18.i2.78 (53) УДК 621.313. .026.449.045. .004.58(088.8) (72) Авторы изобретения
Б. О. Чагласян, В. А. Авакян и В. Р. Мадатов. (Закавказский филиал Экспериментального научно исследовательского института металлорежушкх станков (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОРОТКОЗАМКНУТЫХ ВИТКОВ
МНО113ФАЗНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА
Изобретение относится к области алектромашиностроения, а именно к производству н контролю трекфазных асинхронных двигателей.
Известен способ обнаружения короткозамкнутых витков и многофазной обмотке путем вращения поверяемой обмотки в переменном электромагнитном поле индуктора и снятия с приемного электромагнита контролируемого сигнала, по величине которого судят о наличии дефекта (f. Однако при таком способе необходима полная разборка двигателя.
Известен также способ контроля корот козамкнутых витков многофазной обмотки статора асинхронного двкгателя путем под- ключения поверяемой обмотки к источнику питания, формирования контролируемого сигнала и измерения его амплитуды, по сопоставлению которой с сигналом устав ки судят о наличии дефекта (2). Недоотатком этого способа является низкая точность определения наличия к местопахождения дефекта в условиях, близких к эксплуатацконным.
Uem* изобретения — повышение достоверности контроля в условиях, близких к эксплуатационным. Это достигается тем, что по предлагаемому способу производят запуск двигателя на холостом ходу, измеряют вибрацию его корпуса двумя ортогэнально установленными .датчиками, фильтруют. из сигналов внбродатчиков составляюшке с двойной частотой напряжения питания, а контролируемый сигнал формиру ют пропорциональным сумме указанных составляюшкх, измеряют его фазу относительно сигнала одного из вибродатчиков н по ее величине судят о местонахождении дефекта.
Известно, что короткозамкнутые витки статорной обмотки вызывают вторичные магнитные потоки и нарушают симметрию врашаюшегося кругового магнитного поля двигателя.
Нарушение симметрии магнитного поля приводит к возникновению неуравновешенных односторонних электромагнитных сил, пульсируюших по величине с двойной частотой пктаюшей сети - 2 f „что вызывает
1 ° 37()й5 вибрацию корпуса двигателя на той же частоте. Это явление обеспечивает возможность определения наличия короткозамкнутых витков обмотки путем измерения вибрации корпуса двигателя на частоте 2 f и 3
При этом между величиной виброскорости
Чэ на этой частоте и количеством закороченных витков %<> существует линейна связь ч =к w
15 где К вЂ” постоянный для данного типа двигателей коэффициент, определяемый экспериментально. С другой стороны, поскольку направление вибрации, вызванной
1$ неуравн.овешенной магнитной силой, совпадает с направлением этой силы, то измерение вибрации нв двойной частоте питающей сети системой из двух ортогональных вибродатчиков, закрепленных нв дви26 гателе, позволяет определить Не тОльКО количество закороченпых витков, но и их местоположение. И так, для данного типа машин единожды экспериментально определяется величина коэффициента К (на25 пример, путем искусственного закорачивания витков статорной обмотки и измерения вызванной ими величины виброскорости на частоте 2 1„, работвюшего на холостом ходу двигателя). Далее на контЯ
pDllHpóåìbIõ двигателях, уже замеряя только величины виброскорости на частоте
21п в ортогональных направлениях V>z и Ч „при помощи двух вибродатчиков на корпусе машины, определяется количест 7 $ во закороченных витков по величине рсзультируюшего вектора вибрации к к к
40 и их местоположение по направлению результирующего вектора вибрации
Выявление короткозамкнутых витков данным способом удобно производить путем построения эллипсов вибрации по сигналам ортогональных вибродатчиков на частоте
2f „, например, на экране электронного осциллографа. В этом случае величина больlllDH ocH Blll ипса Чэ < H УгDII el D HGKII0 на 9„ характеризуют, соответственно, количество закороченных витков и. их местоположение.
Поскольку ГОСТ 1 6921-7 1 требует измерения уровня вибрации всех выпускаемых электродвигателей (заводы-изготовители должны быть обеспечены виброизмерительной аппаратурой), то выявление короткозамкнутых витков статорной обмотки собранного асинхронного двигателя по предлагаемому способу не требует существенного дополнительного аппаратурного оснащения предприятия.
На чертеже приведена блок-схема, поясняюшая предлагаемый способ.
Вибросигналы датчиков 1 с испытуемого двигателя, работающего на холостом ходу, подаются на частотно-избирательные усилители 2, выделяющие сигналы на частоте 2 f ä . Далее эти сигналы подаются на входы Х и у электронного осциллографа 3, на экране которого регистрируется эллипс вибрации, по указанным параметрам которого определяется местоположение и количество звкопоченных витков.
Использование в качестве контрольного сигнала вибродатчиков позволяет в эксплуатационных условиях определить наличие и местонахождение дефекта.
Форм ула изобретения
Способ контроля короткозамкнутых витков многофазной обмотки статора асинхрон ного двигателя путем подключения поверяемой обмотки к источнику питания, формирования контролируемого сигнала и измерения его амплитуды, по сопоставЛению которой с сигналом уставки судят о наличиидефекта, от ли чаю щийся тем, что, с целью повышения достоверности контроля в условиях, близких к эксплу атационным, производят запуск двигателя на холостом ходу, измеряют вибрацию его корпуса двумя ортогонально установленными датчиками, фильтруют из сигналов вибродатчиков составляющие с двойной частотой напряжения питания, а контролируемый сигнал формируют пропорциональным сумме указанных составляющих, измеряют его фазу относительно сигнала одного из вибродатчиков и по ее величине судят о местонахождении дефекта.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
14 399794, кл. 5 01 К 31/06, 1971.
2. Заявка франции ¹ 2268383, кл. Н 02 К 11/00, Cj 01 R 31/02, 1975.