Полюс элекрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социалистических

Республнк

«и 637916 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.01.76 (2)) 2307776/24-07 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15,1278. Ьюллетень % 46 (45) Дата опубликования описания 15.1278 (51) М. Кд.

Н 02 K 1 2о

Н 02 K 3/20

Государственный комитет

Совета Министров СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313. . 713 (088. 8) (72) Автор изобретения

P.Â.OãàíÿH (71) Заявитель (54 ) ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МА11ИНЫ

Изобретение относится к электротехнике.

Известен полюс электрической машины с пазом и демпферной обмоткой, выполненной в виде короткозамкнутых контуров и расположенной в пазу (11 .

Паз выполнен на поверхности полюса.

Демпфирующее действие обмотки происходит в продольной, поперечной или продольно-поперечной плоскостях.

Недостатки известного полюса увеличенная пульсация магнитного поля в зазоре из-за зубчатости ротора и повышенные ввиду этого потери в демпфере; увеличенный эквивалентный воздушный зазор и обусловленное этим возрастание ампервитков возбуждения; искажение формы кривой выходного напряжения и т.п. К тому же изготовление и установка демпферов на известных полюсах является достаточно трудоемкой операцией, связанной с пайкой (сваркой) демпферных соединений непосредственно на собранном роторе, или заливкой пазов алюминием в специальных формах.

Наиболее близок к изобретению полюс электрической машины с пазом и демпферной короткоэамкнутой обмоткой, выполненной, например, в виде рамки, часть витка которой расположена у одной стенки паза, а продольные плоскости витка и паза выполнены совпадающими T2" . Однако поперечный псток полюса демпфируется недостаточно, что существенным образом влияет на колебания напряжения при. работе машины в режиме генератора или момента при работе в режиме двигателя. Кроме того, недостатком конструкции также является повышенная трудоемкость.

С целью улучшения эксплуатационных характеристик в предлагаемом полюсе остальная часть витка расположена у противоположной стенки паза.

На фиг. 1 представлен полюс с одним пазом, поперечный разрез; на фиг. 2 — полюс с одной короткоэамкнутой рамкой, продольный разрез; на фиг. 3 — полюс с несколькими короткозамкнутыми рамками, продольный разрез; на фиг. 4 — полюс с двумя пазами, поперечный разрез.

Полюс электрической машины содержит сердечник 1 с пазом 2 вдоль оси полюса. В пазу 2 расположена демпферная короткозамкнутая обмотка, выполненная, например, в виде рамки 3.

Все стороны рамки находятся внутри

ЗО паза, продольная плоскость витка сов

637916

Формула изобретения

ЦНИИПИ Заказ 7131/45 Тираж 850 Подписное

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4 падает с плоскостью паза, часть витка размещена у одной стенки паза, а другая — у противоположной.

Кораткоэамкнутая рамка 3 зафиксирована по длине полюса корпусной изоляцией 4, на которую надета катушка 5 возбуждения. Короткозамкнутая рамка 3 изготовляется посредством сгиба проволоки и пайки или сварки ее концов до размещения в полюсе. Готовая рамка 3 вставляется в паз 2 с торца полюса. В одном пазу может находиться одна или несколько каротказамкнутых рамок. При большем, чем одна, количестве рамок, последние в пазу располагаются в ряд по высоте или по длине.

Полюс машины работает следующим образок.

При вращении и последующем нагружении машины нз-за наличия в сердечнике 1 паза 2 имеет места пониженное значение поперечной составляющей результирующего магнитного потока. Короткозаккнутая рамка 3 демпфирует любые внезапные приращения этой составляющей, не допуская больших колебаний напряжения или момента при переходных процессах изменения нагрузки (сброс или увеличение нагрузки, включение на параллельную работу и т.д.).Для эффективности демпфирующего воздействия индуктивное сопротивление рамки должно быть малым. Это обеспечивается наличием открытия, равного ширине прорези в любой части рамки, из-за расположения рамки внутри прорези.

Увеличение числа короткозамкнутых рамок в пазу ведет к заметному увеличению быстродействия и улучшению демпфирования н переходных режимах без ухудшения других электромагнитных характеристик.

В та же время это не усложняет технологию изготовления, так как каждая рамка изготавливается отдельно.

Полюс электрической машины с па)5 эом и демпфернай кораткозамкнутой обмоткой, выполненной, например г в виде рамки, часть витка которой расположена у одной стенки паза, а продольные плоскости витка и паза выполнены совпадающими, а т л и ч аю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, остальная часть витка расположена у противоположной стенки паза.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Алексеев А.Е, Конструкция электрических машин. Госэнергаиздат, 1958.

2. Патент ФРГ 9 920023, кл ° 21 3 45 1960 °