Статор турбогенератора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 090276 (21) 2322423/24 — 07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет
{43) Опубликовано 15.1278.Бюллетень № 46 (45) Дата опубликования описания 15.1278 (51) M. Кл.
Н 02 К 5/24
Государственный комиге1
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК б21.313. .322(088 ° 8) (72) Авторы изобретения
В.A.Øêàïöoâ, Р.Л.Геллер и В.M.Ôðèäìàí
Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (73) Заявитель (54} СТАТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известен статор турбогенератора с эластичной подвеской сердечника, жесткие стяжные ребра которого связаны с корпусом системой тяг и пластинчатых пружин 1) . Однако такая конструкция не обладает способностью в широких пределах влиять на спектр собственных частот корпуса.
Известен также стат«р турбогенератора, содержащий сердечник, стяжные ребра которого, имеющие аксиальные прорези, соединены с корпусом поперечными стенками, в которых выполнены окна для прохода охлаждающего газа j2) . Эластичность крепления сер- . дечника этого статора в турбогенераторах обеспечивается наличием сквозных прорезей в нормальных стяжных ребрах. Эти прорези образуют аксиально-стержневые упругие элементы, обладающие податливостью как в радиальном, так и в тангенциальном направлении. Связывающие корпус с сердечником радиальные перемычки между окнами для прохода охлаждающего газа в поперечных стенках корпуса являются жесткими.
Виброизоляционные возможности акиально-стержневой эластичной подвески сердечника в известных конструкциях турбогенераторов практически исчерпаны. Дальнейшее увеличение податливости упругих элементов лимитируется снижением их несущей способности. Нередко корпусы этих генераторов работают в условиях резонанса, однако способы отстройки от резонанса до настоящего времени отсутствуют.
Целью изобретения является повышение надежности турбогенератора путем снижения уровня вибрации. Это достигается тем, что в предлагаемом статоре в перемычках между окнами поперечных стенок выполнены сквозные радиальные прорези.
На чертеже показан описываемый статор турбогенератора, поперечный разрез.
Статор содержит обшивку корпуса 1, равномерно расположенные вдоль продольной оси поперечные стенки 2, в которых выполнены окна для прохода охлаждающего газа, сердечник 3 и стяжные ребра 4, в которых при помощи сквозных аксиальных прорезей образованы аксиально-стержневые упругие .элементы подвески. Для образования
637918
Формула изобретения
Составитель Ф.Подольская
Редактор а.оекоокенко тетрада.танте Коддекто ее р.Кеоакоаокае
Заказ 7137745 Тираж 850 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Раушская наб. .4 5
Филиал ППП Патент, r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4 радиально-стержневых упругих элементов в перемычках 5 между окнами поперечных стенок выполнены вдоль всей длины перемычек сквозные радиальные прорези 6 (на чертеже показан вариант выполнения одной прорези в каждой перемычке).
Благодаря этим прорезям перемычки, обладающие в известных конструкциях весьма большой жесткостью, приобретают податливость при изгибе в плоскости, перпендикулярной оси машины.
На стадии конструирования генератора можно изменять частотные характеристики и улучшать эффект виброизоляции корпуса, варьируя как число прорезей, так и конфигурацию перемычек между окнами. В условиях же эксплуатации отстройка от резонанса и снижение уровня вибрации могут быть достигнуты только за счет надлежащего выбора числа прорезей.
Таким образом, выполнение радиальтных прорезей в перемычках между окнами для прохода газа эквивалентно по сути дела устройству дополнительных радиально-стержневых упругих элементов наряду с имеющимися аксиально-стержневыми упругими элементами.
Предлагаемое выполнение подвески позволяет резко увеличить ее тангенциальную податливость и в то же время сохранить практически неизменной радиальную жесткость связи обшивки с внутренней кольцевой частью поперечной стенки.
Следовательно, выполнение дополнительной радиально-стержневой эластичной подвески позволяет создать турбогенераторы с гибкими низконастроенными корпусами, обеспечить улучшение виброизоляции корпуса и фундамента, снижение уровня вибрации агрегатов и повышение их эксплуатационной надежности.
Статор турбогенератора, содержащий
15 сердечник, стяжные ребра которого имеющие аксиальные прорези, соединены с корпусом поперечными стенками, в которых выполнены окна для прохода охлаждающего газа, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повьпыения надежности путем снижения уровня вибрации, в перемычках между окнами поперечных стенок выполнены сквозные радиальные прорези.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент Швейцарии 9 467541, кл. Н 02 К 1/18, 1969.
2. Титов В.B. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л., Энергия, 1967, с. 107-108, 129.