Электрическая машина с криогенным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П -И - С :-А Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (»> 639091 (61} Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 15.08.77 (21) 2517189/24-07 с присоединением заявки _#_ (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.12.78.Б!Оллетень N 4, (45) Дата опубликования описания 28.12.78 (51) M. Кл

Н 02 К 9/197

Н 01 L 39/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) У,". < 621.318. .713(088.8) (72) Авторы изобретения

Г. Г. Счастливый и Б. A. Шаревский (71) Заявитель

Институт электродинамики AH Украинской ССР (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАЛИНА С КРИЮГЕННЫМ ОХ>!АЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с криогенным охлаждением, н может найти применение в промышленной энергетике, наземных и бортовых автономных энергетических установках.

Известна электрическая машина с криогенным охлаждением, содержащая криостят ротора с вращающейся наружной оболочкой, образующей относительно обмотки статора кольцевой канал, по которому осуществляется продувка хладагента для уменьшения нагрева оболочки за счет трения в плотной газовой среде (1) .

Однако наличие такого канала увеличивает габариты машины и снижает; ндуктивную связь между обмотками возбуждения

И ЯКОРЯ. 15

Известна также электрическая машина с криогенным охлаждением, содержащая полость статора, которая образована наружной неподвижной оболочкой криостата ротора, торцовыми щитами и корпусом машины с омываемой трансформаторным маслом обмоткой (2) .

С ростом мо!дности подобных машин, когда увеличивается диаметр и длина не2

ПОДВИЖИОИ 000,10 !НИ КРИОСТЯТ 1 j!OTOj!1!, СТ(и. ка послс Гней должна утоп!ц»ться из со»брая жени и 3> еха ни ческой и р<и! Ности, носко. I h! (С УBE, ill ×ÑHIIC3I li,iOIIL». lн НЯР Ж ИОН (IОВС!3Х—

»ости оболочки возр»стас Г дейс ГL! II(. »; i»0фсрног<3 Воздуха. тогд;i к I 1< с обр»т!10й сс

"Toðîны все время поддержизяется Высокий

В»КО»УМ. В РЕЗУЛЬтатЕ (ВЕЛИЧИ!3(1СТСЯ Р»ССтляH2< »!Еif(.". i ООМОТ> »МИ 13(3303 Ж.LC fliiH 11 Hil

Le.11ЯО из<3брсГ »II»! ЯВ,1ястсЯ ool j1».11(. II!10 гябяритОВ м»и(ичь> li новы;исни(э!.< »,1,—

ЯТЯЦИОИ HOII НЯДЕЖ liÎCTI! .

3TO;3OOTIII 2(. LС1> TO!I, i!TO ll j!0 1,!ОЖ(.HH»B машина сн(1бжсн» герметичным блоком (,ирК3 ЛЯILHH . ЯСЛЯ ИО 1 81110»СХ!ОМ, ВЫ(IОЛ!!i. H!I Ь(М

Ii 2!!PИХ!С Р, В ВИ l(СО<. Д>11! I(. НH Ы. ; Т РУВОIi ji0130дом помпы-нас !с», емкости с -,снг!ОобмснН ИКОМ И ВЯ КМММ НОГО 11»СОСГI. И OO(>II!13ЮЩИ >!(. Я С ПОЛОСТЬ!0 СТ»ТОР». И II» I<3 3 ????i. i(!t!ii 13! ii !!??????,3 ??.! ??(1 .! l i, ????!??1 ??0!32>e I3H I>ill!i !3 31ССТ» Х (ОЕдине»ий у!Н>мянутог(> блока со стят(ром.

Наружная обо,н(ч 2 криостата ротора вь(— полне»а тонкос3 Ilной. расстоянис между об310Tri231lI ВОЗОМЖД(»IIH И ЯКОРЯ Х Х!(H Ь1!1 ОНО

639091

Составитель Л. Карцева

Техред О.Луговая Корректор Л. Веселовская

Тираж 850 Подписное

Редактор Е. Кравцова

Заказ 7297/44

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4j5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная. 4 независимо от мощности машины. Г1овышаются также электроизоляционные свойства находящегося все время под откачкой циркулирующего трансформаторного масла за счет удаления растворенных в нем газов 5 атмосферного воздуха и паров воды.

На чертеже схематически изображена предложенная электрическая машина с блоком циркуляции масла под вакуумом.

Она содержит внутреннюю вращающуюся 1 и наружную неподвижную 2 оболочки !

О криостата ротора, корпус 3 и торцовый щит

4, высоковакуумную полость 5 криостата ротора, полость 6 статора с омываемой трансформаторным маслом обмоткой, вакуумплотные прокладки 7, трубопровод 8, помпу-на- 15 сос 9, емкость 10 с теплообме JHHKQM, вакуум-насос 11.

При сборке статора электрической машины с криогенным охлаждением все разъемные соединения между торцовыми щитами

4 и между корпусом 3 и наружной неподвижной оболочкой 2 криостата ротора уплотняют эластичными вакуумплотными прокладками 7. Герметичная система циркуляции теплоносителя, содержащая элементы

8 — 11, подсоединена к полости статора 6.

После предварительной откачки полостей 5 и 6 вакуум-насосом 11 обезгаженное (под вакуумом) масло подается из емкости 10 по трубопроводу 8 в полость статора

6. Тепло от нагретых частей статора отводится помпой-насосом 9 в емкость 10 с теплообменником, где охлаждается до необходимого температурного уровня и вновь подается в полость 6.

Вакуумирование полости статора и образующей вместе с ней единый замкнутый контур системы циркуляции обезгаженного трансформаторного масла для охлаждения обмотки якоря устраняет действие атмосферного давления на поверхность наружной оболочки криостата ротора, в результате чего толщина ее стенки может быть сведена до минимума. Такое техническое решение позволяет уменьшить габариты машины и увеличить ее удельную мощность.

Формула изобретения

Электрическая машина с криогенным охлаждением, содержащая корпус, торцовые щиты, криостат ротора с наружной неподвижной оболочкой и статор, в полости которого образованной упомянутыми оболочкой криостата, корпусом и торцовыми щитами, размещена обмотка, охлаждаемая трансформаторным маслом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и сокращения габаритов, она снабжена герметичным блоком циркуляции масла под вакуумом, выполненным, например, в виде соединенных трубопроводом помпы-насоса, емкости с теплообменником, и вакуумного насоса, и сообщающимся с полостью статора, и вакуум-плотными прокладками, установленными в местах соединений упомянутого блока со статором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 262240, кл. Н 02 К 9/16, 1969.

2. «Proceedings IEEE», 1973, v. 61, № 1, р. 139, фиг. 1.