Радиоприемник

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СССР

Класс 2(а", 75

N"- 63917

СПИСАНИЕ ИЗОБРЕ ЕНИ

К ПА! ЕНТО

Зарегистрировано в Бiоро изобретений Госплана при СИК <.CÐ

Главное Управление Электрослаботочной промышленности

Действительные изобретатели ин-цы Лорен Роберт Киркв

Фредерик Холст

Радиоприемник

Заявлено 7 января 1940 г. в Наркол1электронрога за X 36396 (30

Опубликовано 30 июня 1944 года

Действис патента распространяется на 15 лет от 7 января 1940 года

Изобретение относится к радиоприемникам с «немой» настройкой, именно к таким, у которых элементы настройки приводятся в движение электрическим двигателем. В таких радиоприемниках при включении двигателя цепь последнего используется в качестве источника смещающего напряжения, подводимого к некоторым лампам приемника и запирающего их, когда двигатель включен.

Целью изобретения является усовершенствование системы немой настройки для радиоприемников с моторным приводом элементов настройки; источником напряжения является цепь электродвигателя, причем на последнем отсутствуют добавочные обмотки, служащие источником запирающего напряжения в существующих системах. Для получения запирающего напряжения здесь используется трансформаторное действие обмоток двигателя, питаемых переменным током: получаемое таким образом напряжение выше, чем в существующих системах такого рода.

В существующих системах на электродвигателе настройки имеется отдельная добавочная обмотка.

Электродвигатель питается неременным током, поэтому на этой обмотке нндуктируется напряжение, которое выпрямляют и подводят к сеткам некоторых ламп усилителя; таким способом эти лампы запираются и поэтому при перестройке приемника с одной станции на другую выходной каскад оказывается запертым и всякие шумы r. свисты не слышны.

У современных приемны.. ламп запирающее смещение бывает «равнительно велико. Используя трансформаторное действие обмоток двигателя, можно обойтись без особых добавочных обмоток на нем и в то же время получить сравнительно высокое запирающее напряжение.

Сущность изобретения поясняется прилагаемым чертежом.

На фиг. 1 дана схема приемника, снабженного электродвигателем для настройки, на фиг. 2 — вариант изобретения.

В приемнике фиг.. 1 имеются обычные элементы настройки, условно обозначенные блоком 5; вы.:одной контур б этого блока соединен с детекторной лампой 7, № 63917 которую можно рассматривать как второй детектор супергетеродина и которая поэтому относится к типу диодов.

Лампа 7 относится к типу дубльдиодов; в ней имеются аноды 8 и

9, катоды 10 и 11 и подогрев 12.

Диод 8 — 10 служит вторым детектором приемника, а диод 9 — 11 выпрямляет переменное напряжение и служит таким образом источником постоянного напряжения, запирающего приемник во время перестройки; источником переменного напряжения, подаваемого на диод, служит электродвигатель переменного тока 13.

Диод 8 — 10 связан с усилителем

НЧ сопротивлением 14, соединенным через сопротивление 15 с потенциометром РГ 16 — 17, который в свою очередь соединен через конденсатор 18 с сеткой 19 первой лампы 20 усилителя НЧ.

С первым каскадом 20 усилителя

НЧ связан второй каскад 21, раскачивающий мощный оконечный двухтактный каскад 23 — 24; последний каскад связан не только с лампой 21, но и с лампой 22, служащей инвертором фазы. К выходу последнего каскада через трансформатор 26 присоединен говоритель 25.

Питание приемника берется, как обычно, от делителя, соединенного с подходящим выпрямителем; последний на чертеже пе изображен; анодные напряжения снимаются с сопротивлений 27, включенных (последовательно с обмоткой подмагничивания 30 громкоговорителя) между землей 28 и положительным зажимом 29 выпрямителя; смещающие напряжения снимаются с сопротивлений 31, включенных между землей и отрицательным зажимом 32 выпрямителя.

К лампам 23 и 24 постоянное смещение подводится по проводу

33. К лампам 20, 21 и 22, а также к другим усилительным лампам сигнального канала, смещение подводится по проводу 34; все катоды заземлены, причем катод лампы 21 заземлен через вторичную обмотку трансформатора 26, чем достигается дерегенеративная обратная связь. В цепь смещения, кроме провода 34, входит сопротивление 36, служащее источником запирающего потенциала, затем провод 37, идущий к аноду 9 запирающего диода, далее— катод 11 этого диода, провод 38, присоединенный к зажиму 40 двигателя 13, обмотка 41 двигателя и земля 43. Когда двигатель включен, то выпрямленный ток течет от зажима 42 через сопротивление 31, землю, провод 34, сопротивление 36, провод 37, диод 9 — 11 и провод 38 к зажиму 40 обмотки 41.

Напряжение на сопротивлении 36 складывается с напряжением на сопротивлении 31, так что провод

37 делается более отрицательным; отрицательное смещение на лампах

20, 21 и 22 возрастает настолько, что эти лампы по существу запираются; таким образом при включении двигателя сигна,|ы становятся неслышны.

К отрицательному проводу 37 питания присоединены фильтры: фильтр 45 — 46 защищает сетку 19, фильтр 48 — 49 защищает лампы 21 и 22. По проводу 51 смещение можно подводить к лампам ВЧ или

ПЧ, входящим в блок 5. Сопротивление 36 зашунтировано конденсатором 52.

Постоянные времени цепей 45—

46, 48 — 49 и 36 — 52 подобраны так, чтобы при нормальном реверсировании двигателя запирающее напряжение на сопротивлении Зб не исчезало до тех пор, пока настройка не будет закончена. Êðî., е того постоянная времени цепи источника смещения должна быть такова, чтобы фоп от включепного двигателя не влиял на незапертые каскады и чтобы индукция от двигателя не передавалась через усилитель к громкоговорител|о.

В данном примере реверсивность двигателя „ (oñòèãàåòñÿ двумя оомотками -11 и 55; обмотки имеют общуо точку 42. К этой точке рисоединена главная рабочая обмотка

57, через которую проходит переменный ток, ду 53. От точки 42 ток течет через одну из обмоток 41 или 55, в зави№ 63917 симости от положения коммутатора

58; пластинка 59 коммутатора соединена с обмоткой 55, а пластинка

60 — с обмоткой 41. С коммутатором 58 через контакты 61 соединены кнопки селектора 62. Якорь 64 двигателя соединен передачей 65 с коммутатором 58, а передачей 66— с элементами настройки приемника.

Система настройки приемника может быть выполнена различно и потому подробнее не описывается.

От провода 63 переменный ток течет через контакты 62, один из контактов 61, пластинку 59, обмотки 55 и 57 к проводу 53. Протекающий через обмотку 55 ток индуктирует в обмотке 41 напряжение и этим заставляет действовать запирающую схему; напряжение равно тому, которое получается и в том случае, когда цепь двигателя составляется из провода 63, кнопки 62, контакта 61, пластинки 60, обмоток

41 и 57 и провода 53; при таком включении двигателя он идет в обратную сторону. Если к двигателю подводится переменный ток напряжением 24 вольта, то напряжение на обмотке 41 равно примерно 16 вольт, когда эта обмотка включена. и около 13 вольт, когда включена обмотка 55, а обмотка 41 работает как вторичная обмотка трансформатора. Таким образом подводимое к диоду 9 — 11 напряжение практически не зависит от способа включения двигателя, а в то же время цепь выпрямителя остается все время присоединенной к одной и той же обмотке. Таким образом для получения запирающего напряжения добавочная обмотка не нужна.

Трансформаторное действие обмотки 55 и 41 можно использовать для получения полного напряжения переменного тока и для увеличения этого напряжения, если оно подводится к запирающему выпрямите:но, как показано на фиг. 2.

На фиг. 2 переменный ток подводится по проводу 53 к главной обмотке 57, а реверсирующие обмотки 41 и 55 соединены с коммутатором 58, как и на фиг. 1. Для упрощения чертежа изображен только один селекторный контакт 61 и один выключатель 70, соответствующий любому из выключателей 62 на фиг. 1.

Однако же в этой схеме заземлен конец 40 обмотки 41, а не общая точка 42 обмоток 41 и 55. Это дает возможность подводить к запирающему диоду по проводу 38 полное суммарное напряжение обеих обмоток.

Напряжения на обмотках 41 и 55 равны 16 и 13 вольт, а векториальпая сумма их равна 28 вольт. К двигателю подводится напряжение

24 вольта, из которых 8 вольт приходится на главную обмотку 57, а

16 вольт на реверсирующую обмотку. На другой реверсирующей обмотке индуктируется напряжение

13 вольт.

Если включена обмотка 55, то напряжение на ней равно 16 вольт, а напряжение на обмотке 41 равно

13 вольт. Используя такое трансформаторное действие обмоток, можно подвести к запирающему выпрямителю напряжение, даже превышающее напряжение источника питания двигателя.

В этой схеме также применен дубль-диод-триод, как и в схеме фиг. 1; диодная часть состоит из анодов 8 и 9 и катода 10, а триод состоит из анода 71, сетки 70 и того же катода 10; последний заземлен. Анод 8 служит детектором, анод 9 — выпрямителем запирающего напряжения, а триодная часть

70 — 71 служит первым каскадом усиления НЧ; катод 10 является общим для всех этих трех цепей.

Так как катод заземлен, то схема эта несколько отличается от схемы фиг. 1.

Анод 9 соединен через конденсатор 72 с одним концом реверсирующей обмотки двигателя, другой конец 40 которой заземлен. Анод соединен через сопротивления 73 и

74 с отводом 75 от сопротивления

76, включенного в отрицательный провод питания; точка 75 отрицательна относительно земли 77. Так как катод 10 также заземлен, то на ¹ 63917 сетку 70 от точки 79 подается отрицательное смещение, увеличивающееся при включении двигателя; источником этого смещения служит сопротивление 74. Сигналы НЧ подводятся к той же сетке через провод 80 и регулятор громкости 81.

К другим сеткам запирающее смещение подводится по проводам 82 и 83, в которые включены фильтры

84- — 85 с надлежаще подобранной постоянной времени. Сопротивление

74 зашунтировано конденсатором

86, действующим совместно с другими конденсаторами таким образом, чтобы запирающая цепь обладала нужной постоянной времени; последняя подбирается с таким расчетом, чтобы запирание происходило одновременно с включением двигателя, но сохранялось в течение пе o roporo времени, от четверти до трех четвертей секунды; благодаря этому, в моменты реверсирования двигателя при настройке приемника последний остается запертым, пока настройка не будет закончена.

Фильтровые конденсаторы присоединены к сеточным концам фильтровых сопротивлений, так что при определенном заряде этих конденсаторов приемник запирается; при таком способе включения цепь выпрямителя и фильтров реагирует на включение двигателя тем, что фильтровые конденсаторы заряжаются до заданного напряжения, а разряд происходит по истечении заданного интервала времени.

Схема по фиг. 1 имеет то преимущество, что общая точка 42 заземлена непосредственно, а концы обмоток 40 и 56 заземлены через конденсаторы 89.

Преимущество схемы по фиг. 2 перед схемой по фиг. 1 заключается в том, что запирающее напряжение снимается с обеих обмоток, включенных последовательно, так что это напряжение не меняется при реверсировании двигателя. Кроме того напряжение это настолько велико, насколько это возможно получить с данным двигателем, и может даже превышать напряжение (итания двигателя.

Обе описанные схемы дают возможность получить простым способом напряжение, достаточное для запирания современных усилительных ламп, причем ничто в них не мешает нормальной работе двигателя и какие-либо добавочные обмотки на пем Не нужны.

Предмет изобретения

Радиоприемник с аьтоматической настройкой при помощи реверсивного электрического двигателя, от цепи которого берется напряжение смещения для запирания ламп приемника во время работы двигателя, отличающийся тем, что в качестве повышающего трансформатора использована обмотка электрического двигателя, служащего для настройки приемника.

N 63917

Фиг. 1 й; J

Оть. редактор Д. А. Михайлов

Техн. редактор М, В. Смольякова.

Л131598. Подписано к печати 26г Х 1945 г. Тираж 500 экз. Цена 65 к. Зак. 162

Фиг. 2

Типография Госплаииздата, m. Воровского, Калуга