Твердая смазка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

()639922

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-зу— (22) Заявлено 11.04.77 (21) 2488244/23-04 (51) М.1 л.-" С 10 М 7/06 с лрисоединением заявки ¹â€” (23) Пр иоритет—

Гесударствеииый комитет (43) Опубликовано 30.12.78. Бюллетень№ .48 (53) УДК 621.892 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 02.02.79 (72) Авторы июбретения

А. А. Зуев и А. М. Зуев

Курганский машиностроительный институт (71) З,аявитель (54) ТВЕРДАЯ СМАЗКА

Изобретение относится к области производств» и применения твердых смазок, используемых в узлах трения машин и механизмов.

С ростом давления, скорости, темпе|ратуры способность смазок противостоять схватыванию, задиру, заеданию трущихся деталей в большинстве случаев снижается.

Известны твердые смазки на основе дисульфида молибдена с добавлением серуи/или фосфорсодержащих органических соединен ий (1), смешанных халькогенидов (2).

Однако известные смазки имеют низкие смазочные свойства.

Известна также твердая смазка на основе дисульфида молибдена с добавлением

15 — 20 вес. % серы (3).

Однако применение указанной смазки не обеспечивает требуемые антифрикционные свойства, так как в условиях высоких нагрузок имеет высокий коэффициент трения.

Цель изобретения — повышение антпфрикционных свойств смазки.

Для достижения поставленной цели предлагается твердая смазка на основе дисульфида молибдена, которая дополнительно содержит .порошкообразный селен в количестве 20 — б0 вес. %.

Смазку готовят смешением порошка селена с дисульфитом молибдена, имеющими одинаковую степень дисперcHocTB.

Проведены исследования протнвозадирHblx свойств брикетов из смеси дигульфида молибдена с серой и с селеном. Испытания

10 .проводят на паре трения вал — - вкладыш, диаметр вала 35 ил, рабочая площадь вкладыша 0,27 с.я2, коэффпц1 ент перекрыт ия 0,1б. Вал и вкладыш изготовлены нз стали 20Х13. Чистота поверхности соответ15 ствует 8 — 9 классу. Брикет прижимается к вращающемуся валу с нагрузкой 0,1 ьг в течение всего эксперимента.

Нагрузку на образцы изменяют ступен20 чато. На каждой ступени длительность эксперимента 0,5 ч. Скорость гксльжения

0.55 и с.

Результаты испытаний привсдсны в та,бл. 1 — 5.

Антифрикционные свойства (коэффициент трения) известной и предлагаемой твердых смазок в зависимости от конце.нтраций серы и селена (вес. %).

639922

Составитель Е. Пономарева

Техред И, Рыбкина

Корректор С. Файн

Редактор А. Соловьева

Заказ 1003/1564 Изд. № 803 Тираж 638 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» дена и серы практически неработоспособна.

При добавлении сглена в дисульфид молибдена, с новы шеи нем температуры, на мик роконтактах происходит плавление селена и возникает защитная .пленка, разделяющая,поверхности трения. Кроме этого, при взаимодействии селена с металлической поверхностью образуются тонкие пассивирующне планки, регенерируемые в процессе трения. Благодаря этому элементы трущейся пары оказываются разделенньгми пленкой, у меньшающей силу трения и температуру, а также предупреждающей сх ватывание. Снижение температуры в узле трения предохраняет дисульфид молибдена от разложения н оч оказывается .работоспособным при повышенных давлениях.

Если селена в смазке мало, то вероятность его присутствия на ми кроконтактах невелика и его влияние на трение не имеет заметного,п|роявления. Это наблюдается при содержании селана до 20%. С повышением

eoe1æàния гелена в смазке его присутствие на микроконта ктах становится значительным, и антифрижционные свойства смазки улуч шаются. Необходимо отметить, что введение значительного количества селена (80% ) не оказывает существенного влия.ния на коэффициент трения пр п больших

5 нагрузках. Поэтому оптимальное количество селена в предлагаемой твердой смазке

20 —.60 .вес, % в зависимости от условий работы.

10 Ф о р м у л а и 3 о б.р е т е н и я

Твердая смазка на основе дисульфида молибдена, отличающаяся там, что, с целью повышения антифрикционных

15 свойств смазки, она дополнительно содержит порошкообразный селен в количестве

20 — 60 вес. %.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 368295, кл. С 10 М 7/06, 1970. 2. Авторское свидетельство СССР № 372249, кл. С 10 М 7/06, 1970.

3. Авторское свидетельство СССР

¹ 210310, кл. С 10 М 7/06, 1966,