Устройство для обучения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

li i) 640355

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.77 (21) 2440334/18-24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.12.78. Бюллетень ¹ 48 (45) Дата опубликования описания 30.12.78 (51) М. Ь;л."С 09В 7/07

Государственный комитет (53) УДК 681.3.071 (088.8) па делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения В. И. Корнейчук, М, К. Тодорова, В. Г. Кутас и Г. С. Тодоров (71) Заявитель Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (54) УСТРОЙ СТВО ДЛЯ ОБУ Е Н ИЯ

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в различных учебных заведениях.

Одно из известных устройств для обучения содержит связанные между сооой рабочие пульты учащихся, блок носителя информации, ряд блоков для управления устроиством, хранения и обраоотки информации, информационное табло обучаемых и преподавателя (1).

Устройство позволяет расширить дидактические возможности машинного обучения, добиться некоторого повышения быстродействия за счет одностороннего движения носителя информации, однако имеет ряд таких недостатков, как низкая техническая надежность из-за наличия механических и оптико-электронных блоков (перемещение носителя информации, считывание информации с помощью фотодатчиков и др.); недостаточная универсальность применения в учебном процессе (предназначено только для контроля знаний), что делает устройство экономически не выгодным; сложность подготовки класса к работе.

Другое известное устройство для обучения содержит пульты учащихся, блок памяти, центральный логический блок, блок коммутации, блок ввода информации, олок индикации (2J.

Устройство имеет несложную конструкцию и позволяет повысить эффективность ооучения, однако и оно имеет ограниченные педагогические возможности (выполняет только контролирующие функции), ограниченный объем памяти. На основе подобных устройств невозможно создать большие обучающие системы, за преподавателем остаются функции оператора, что затрудняет, а иногда и совсем исключает оказание индивидуальной помощи и консультации, ограничивает свободу его действия в процессе занятий.

Наиболее близким техническим решением к изобретению по технической сущности ll достигаемому эффекту является устройство для обучения, содержащее блок памяти, соединенный с пультами учащихся, блоком ввода информации и блоком управления, подключенным к блоку ввода информации

М.

a ñòðoéñòâo позволяет индивидуализировать обучение, подключить оольшое количество пультов учащихся, однако недостатками устройства являются большие аппаратурные затраты на осуществление коммутации между пультами учащихся и блоком

640355

15

3 памяти устройства, а также большое время передачи информации между этими блоками.

Целью изобретения является упрощение устройства за счет уменьшения аппаратурных затрат и времени передачи информации пультами учащихся и блоком памяти. ,Цля этого устройство содержит блоки сравнения кодов номера пульта и блоки анализа состояний пульта, подключенныск соответствующим пультам учащихся, входы блоков сравнения кодов номера пульта соединены с выходами блока памяти, выход блока управления через последовательно включенные блоки анализа состояний пульта подключен ко входу блока управления.

На чертеже изображено устройство для обучения.

Оно содержит блок памяти 1, соединенный с пультами 2 учащихся, блоком 3 ввода информации и блоком 4 управления, подключенным к блоку 3 ввода информации, блоки 5 сравнения кодов номера пульта и блоки 6 анализа состояний пульта, подключенные к соответствующим пультам

2 учащихся, входы блоков 5 сравнения кодов номера пульта соединены с выходами блока памяти 1, выход блока управления 4 через последовательно включенные блоки 6 анализа состояний пульта подключен ко входу блока управления 4, Блок 6 состоит из связанных между собой триггера состояния и логических элементов И и ИЛИ.

Пульты 2 состоят из связанных соответствующим образом узла поиска информации, узла памяти, узла ввода ответов, узла контроля знаний, узла индикации учебной информации, вопросов, ответов и разъяснений.

Устройство для обучения работает следующим образом.

Вся учебная информация по изучаемым дисциплинам, а также контрольные вопросы, правильные ответы и разъяснения к ним хранятся в блоке памяти 1 и по запросу из любого пульта 2 учащегося может предоставляться обучаемому.

Каждый пульт 2 может находиться в одном из следующих состояний:

1) пульт ожидает обслуживания, т. е. учащийся требует доступа к блоку памяти 1;

2) запроса на обслуживание с пульта нет, или пульт не работает.

В соответствии с этим триггер состояния в блоке 6 анализа состояний пульта может находиться либо в «1», либо в «0».

В устройстве осуществляется последовательный опрос пультов 2 учащихся. Сигнал из блока управления 4 поступает в блок 6 анализа состояний первого пульта 2. Если триггер в этом блоке находится в «О», то блок 6 анализа состояний первого пульта вырабатывает сигнал опроса, который по20

65 ступает на следующий блок анализа состояний пульта. Если в i-ом блоке 6 анализа состояний пульта триггер состояния находится в «1», то пз этого блока поступает сигнал в i-й пульт 2. Имеющийся в i-ом пульте 2 запрос через магистраль данных поступает в блок памяти 1. Сообщение пме T следук>щуn) структуру.!

1а ило Адрес пуль- ТеKcT сообщи- Киисц сообщения та обучае- ния (запрос) сообщения мого

Начало Адрес пуль- Текст сообще- Конец сообщения та обучае- ния (учебная сообщения мого информация, вопросы, разъяснения, ответы) В запросе содержится начальный адрес участка памяти в блоке 1, где хранится требуемая с г-го пульта учебная информация, По поступившему начальному адресу начинается считывание информации с блока памяти 1 и в магистраль данных на все блоки 5 сравнения кодов поступает сообщение следующей структуры.

Адрес пульта 2 в сообщении из блока памяти 1 поступает на все блоки 5 сравнения кодов и сравнивается с кодами, хранящимися в них. Срабатывает блок 5 сравнения кодов, подключенный к пульту 2, номер которого соответствует адресу, указанному в сообщении из блока памяти 1.

Таким образом, считываемая информация поступает на место назначения. По сигналу «конец сообщения» блок 6 анализа состояний пульта вырабатывает сигнал опроса следующего (+1) пульта 2. После опроса последнего пульта 2 сигнал возвращается в блок управления 4 и опрос пультов начинается снова.

Поступившая из блока памяти 1 в пульт

2 учебная информация индицируется на экране пульта и усваивается учащимся, После прохождения определенного объема учебного материала ему предлагается ответить на контрольные вопросы, которые вместе с правильными ответами и разъяснениями также хранятся в блоке памяти 1 и передаются в пульты 2 после теоретического материала, к которому должны быть поставлены. Контроль знаний осуществляется с помощью блока контроля каждого пульта (на чертеже не показан).

Первоначальная запись информации в блок памяти 1 осуществляется блоком 3 ввода информации, а блок управления 4 обеспечивает правильное функционирование всех блоков устройства и их вза имодействие.

Предлагаемое устройство позволяет значительно сократить аппаратурные затраты на его реализацию, а также уменьшить ()4(И55

Фо1!к(ула изобретения э ° ° °

Составитель Т. Ничипорович

Редактор Ю. Челюканов Техред С. Антипенко Корректор 3. Тарасова

Заказ 2356/13 Изд. № 811 Тираж 502 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 время передачи информaUHII мс и (у олоком памяти 1 и пультами 2.

Устройство для обучения, содержащее блок памяти, соединенный с пультами учащихся, блоком ввода информации н блоком уирс(Вл((! ия, ((Одкл!0 (си иым к ()1(ок1 ВВода информации, отличающссся тем, что, с целью упрощения устройства, оно содержит блоки сравнения кодов номера пульта и блоки анализа состояний пульта, подключенные к соответствующим пультам учащихся, входы блоков сравнения кодов номера пульта соединены с выходами олока памяти, выход блока управления через последовательно включенные блоки анализа состояний пульта подключены к входу бло5 ка чправ (ения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство ГССР №:102902, кл. G 09В 7/02, 1973.

10 2. Авторское свидетельство СССР № 424220, кл. G 09В 7/02, 1974.

3. Заявка № 2174206/24, кл. G 09В 7/00, 1975, по которой принято положительное решение о выдаче авторского свидетель15 ства.