Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕ Н И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<>640402 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.04.77 (21) 2473525124-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.12.78. Бюллетень ¹ 43 (45) Дата опубликования описания 17.01.7 .) (51).Ч.Кл. Н 02 К 41, 02
Государственный комитет (53) УДК 62!.314.04 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
Д. В. Свечарник.(71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к электротехнике, а именно к элект,рическим двигателям, в которых осуществляется два вида движения.
Известна электрическая машина, ротор которой выполняет винтовое движение (1).
В этой машине вращательное и поступательное движения осуществляются одним элементом — ротором.
Известна также электрическая машина, содержащая .ротор и статор, на рабочих поверхностях которых выполнены ыгнтовые нарезки, и опорно-осевые падшипники, установленные на роторе (2). Данная машина является наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к изобретению.
В данной машине ротор совершает быстрое вращательное движение, а статор осуществляет медленное поворотное, причем ось,ротора,расположена перпендикулярно оси вращения статора.
Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей элект,рической машины, Указанная цель достигается тем, что статор снабжен,направляющими, раслоложенными вдоль оси вращения ротора, и допускающими поступательное движение статора.
На чертеже схематически изображен предложенный двигатель, поперечный разрез.
Двигатель содержит ротор 1, статор, направляющие 8, которые расположены на статоре 2. Вал 4 ротора 1 снабжен радиальными подшипниками и опорно-осевыхси лодшипникамп (на чертеже не .показаны), препятствующими смещению ротора 1 вдоль оси вала 4. На статоре 2 размещена обмотKB 5 и мокнет быть размещена дополнительная обмотка б,наматываемая на зубцы статора 2.
Работает двигатель следующим образом.
Обмотка 5 статора 2 выполнена двух15 ф„. :- кцпональной. Коммутационная система (не показана на чертеже) подключает секции обмотки 5 к цепям якорного напряжения и напряжения возбуждения таким образом, что секции, в данный момент нахо20 дящиеся над полюсом ротора 1, выполняют .роль якорных, а секции, находящиеся над межполюсным пространством — роль обмотки возбуждения ротора 1.
При включении ротор 1 начинает вра25 щаться, возникает смещение между выступа ми винтовых нарезок (на чертеже не показаны), ротора 1 и статора 2,,и создается сила, действующая на ротор и статор в осевом направлении. Но ротор, ограниченный з0 о порно-осевыми подши пникамп, не имеет
640402
Формула изобретения
Составитель С. Венгржановскан
Техред А. Камываникова Корректор С. Файн
Редактор В. Левитов
Заказ 1002/1561 Изд. М 802 Тираж 850 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035. Москва., .— 35, PB) гдскан < ",б, д 4/5
Тнп. Харьк. фил. пред. «Патент» соответствующей степени свободы — пере,мещение осуществляется статором, снабакенным на правляющими 8 в сторону, соответствующую при данном наклоне, винтовой нарезки, направлению вращения ротара 1.
Для реверса достаточно изменить,направление вращения ротора, например,изменнть полярность тока либо в цепи возбуждения, либо в цепи якоря. Линейная скорость движения статора 2 (вместе с прикрепленной к нему полезной нагрузкой) будет во столь".<о же раз меньше линейной скорости ок.ружности ротора, во сколько раз шаг винтовой нарезки меньше длины окружности поверхности ротора, а приводное усилие— аримерно во столько же раз больше. Для атовы шения упругости гибкой связи между ротором и статором в осевом направлении может быть аредусмотрена дополнительная абмотка б, наматываемая,на зубцы.
В предложенной электричеокой машине может использоваться в качестве базовой машины любая известная электрическая машина и работать в .любом из известных режимов:,двигательном, генераторном, в к".÷åñòâå шагового линейного двигателя, сельсина.
Электрическая машина, содержащая рото р и статор, на рабочих поверхностях ,которых выполнены винтовые нарезки, и опорно-осевые подшипники, установленные
:a роторе, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных вазможностей, статор снабжен на правляющими, расположенными вдоль оси вращения ,ротора и допускающими поступательное движение статора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1, Москвитин А. Н. Электрические машины возвратно поступательHîão движения.
Изд. АН СССР, 1950, с. 23 — 24.
2. Заявка № 2455951/24-07, кл. Н 02 К
4i/02, 1977, ло которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.