Гидропривод трактора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Соцкапксткческик

Ресаубпнк (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 050576 (21) 2357562/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 0501.79,Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 083179 (51) М. Кл.

В 60 К 17/10

Государственный коми и 1

СССР но делом и юбро1еннй н отиры1нй (53) УДК 629. 113†5.2{088,8) И.П.Ксеневич, П,Я.Прицкер, С.Г.Борисов, Б. .Любимов, К.И.Городецкий, В.М.Мастеровой, П,A.Стецк, С Л-. Кустайо3ичр

В.Е.Борейшо, Д.E.Ôëeåð, В.Г.Савицкий, О.К„гуннар ., и В.Б.Белогубцев

) * (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

{54) ГИДРОПРИВОД TPAKTOPA

Изобретение относится к гидроприноду трансмиссий и рабочих органов самоходных машин, а конкретно к гидроприводу ходоуменьшителей и рабочих органов трактора.

Известны гидроприноды тракторов, содержащие связанный с двигателем на.сос гидронавесной системы принода рабочих органов, соединенный напорной гидролинией с гидрораспределителями lO упранления указанными органами (1 .

Недостатком этих гидроприводон янляется невозможность реализовать бесступенчатое изменение пониженных скоростей трактора. lо

Известен также гидропривод трактора, содержащий связанный с двигателем насос гидронавесной системы привода рабочих органов, соединенный напорной гидролинией с гидрораспредели- И телем управления указанными органами, объемный гидромеханический ходоуменьшитель, состоящий иэ установленного в корпусе планетарного редуктора с входным звеном, связанным с двигате- 25 лем, промежуточным звеном, соединенным с гидротормозом, имеющим насос, соединяемый напорной гидролинией с регулятором потока, и ныходным звеном, и механизм переключения, избиратель- З0 но соединяющий движители трактора с выходным звеном планетарного редуктора и с двигателем (2).

Недостатком этого гидропринода является малая мощность на привод рабочих органов, передаваемая гидронавеснои системой; отсутствие воэможности регулирования скорости рабочих органов, а также значительные потери мощности на дросселирование при перегрузке ходоуменьшителя.

Для повышения мощности привода рабочих органов при сохранении мощности установленных на тракторе насосоа предлагаемый гидропривод снабжен дополнительным золотниковым гидрораспределителем, соединенным с напорными гидролиниями обоих упомянутых насосов, при этом н одном положении золотника дополнительного гидрораспределителя напорная гидролиния насоса гидротормоза соединена со сливом, а напорная гидролиния насос.а гидронавесной системы — со входом регулятора потока, в другом положении напорная гидролиния насоса гидротормоэа соединена со входом регулятора потока, а в треть" ì — напорная гидролиния насоса гидронавесной системы соединена со входом регулятора потока и с

640872

60 напорной гидролинией насоса гидротормоза при заблокированном относительно корпуса ходоуменьшителя выходном звене планетарного редуктора.

Кроме того, с целью предотвращения потерь мощности на дросселирование при перегрузке ходоуменьшителя, дополнительный гидрораспределитель снабжен фиксатором, содержащим подпружиненный в направлении золотника поршень, полость управления которым расположена со стороны поршня, противоположной пружине, соединена с напор-10 ной гидролинией насоса гидротормоза, и пружинами, удерживающими золотник в нейтральном положении.

На чертеже изображена гидрокинематическая схема описываемого гидропри- 16 вода трактора.

Гидропривод состоит из планетарного редуктора 1, установленного в корпусе 2. Входное звено редуктора— эпициклическая шестерня 3 соединена 20 с ведомым валом 4 главной муфты сцепления 5 и через нее — с двигателем 6.

Выходное звено редуктора — водило

7 соединено с внутренними дисками фрикционных муфт 8 и 9, а входное звено — с внутренними дисками фрикционной муфты 10 механизма переключения

11. Наружные диски муфты 8 соединены с корпусом планетарного редуктора, а диски муфт 9 и 10 — с первичным валом

3()

12 коробки перемены передач 13,. выходной вал 14 которой через задний мост (не показан) соединен с движителями.

Промежуточное звено редуктора— двухвенцовая солнечная шестерня 15-16 своим меньшим венцом 15 соединена с сателлитами 17 планетарного ряда, а большим 16 — с шестерней 18 привода вала насоса 19 гидротормоза.

На ведомом валу 4 установлена шес- Р терня 20, соединенная с другой шестерней 21 привода вала насоса 22 гидронавесной системы.

Насос 22 напорной гидролинией 23 соединен с гидрораспределителем 24, имеющим парные выводы 25. Насос 19 соединен напорной гидролинией 26 с трехпозиционным четырехлинейным золотниковым гидрораспределителем 27, имеющим обратный клапан 28. Гидрораспределитель 27 снабжен гидроуправляемым фиксатором 29, имеющим регули- 50 руемую пружину 30. Полость управления

31 фиксатора 29 гидролинией управления 32 соединена с напорной гидролинией 26. идрораспределитель 27 подключен также к регулятору потока 33, к напорнои гидролинии 23 и к линии

34. Всасывающие гидролинии насосов

19 и 22 и гидролинии слива соединены с баком 35..

Работа гидропривода происходит следующим образом.

При движении трактора в режиме ходоуменьшителя механизм переключения,11 устанавливается в первое положение, когда включена муфта 9, муфты 8 и 10 выключены, а золотник гидрораспределителя 27 перемещается влево.

При этом водило 7 соециняется с первичным валом 12 коробки перемены передач 13, а напорная гидролиния 26 насоса 19 соединяется со входом регулятора потока 33. Тогда мощность от двигателя б подводится к эпициклической шестерне 3 и сателлитам 17 планетарного редуктора 1, где делится на два потока. Первый поток направляется к водилу 7 и далее через муфту 9 к первичному валу 12 коробки перемены передач на привод движителей трактора.

Второй поток направляется к солнечной шестерне 15-16 на привод насоса 19.

Насос 19, вращаясь, засасывает рабочую жидкость из гидробака 35 и подает ее по напорной гидролинии 26 через гидрораспределитель 27 к регулятору потока 33, который при постоянной настройке задает постоянный расход жидкости на сливе. При этом насос 19 и соединенная с его валом двухвенцовая солнечная шестерня 15-16 вращаются с постоянной частотой, определяемой расходом, задаваемым регулятором потока, а трактор движется с постоянной пониженной скоростью.

Оператор, изменяя настройку регулятора потока, может задавать необходимую скорость трактора от наибольшей, когда регулятор потока настроен на минимальный расход жидкости, до наименьшей, когда регулятор потока настроен на максимальный расход.

При движении трактора давление в гидролинии 26 определяется нагрузкой на движители и передается по гидролинии управления 32 в подпоршневую полость 31 фиксатора 29. Когда нагрузка превышает допустимую, возросшее давление отожмет поршень фиксатора вверх и золотник гидрораспределителя автоматически возвратится в среднее положение. При этом насос 19 вращается с максимальной частотой, а трактор остановится.

В рассмотренном режиме напорная гидролиния насоса 22 соединена со входом в гидрораспределитель 24 гидронавесной системы и отсоединена от напорной гидролинии 26 насоса 19 и от входа регулятора потока 33. Поэтому в случае включения гидрораспределителя 24 подключенные к нему через парные выводы 25 исполнительные механизмы будут работать в обычном для навесных систем нерегулируемом скоростном режиме, соответствующем величине подачи насоса 22.

При движении трактора на основных скоростях с увеличенной мощностью отбора на привод рабочи-. органов механизм переключения 11 устанавливает640872 ся в положение, когда включены муфты 8 и 10, а муфта 9 выключена, золотник гидрораспределителя 27 устанавливается в правое крайнее положение.

При этом водило 7 блокируется на корпус 2, а ведомый вал 4 муфты сцепления соединяется с первичным валом

12 коробки перемены передач; напорная гидролиния насоса 22 соединяется со входом регулятора потока 33 и через обратный клапан 28 — с напорной гидролинией 26 насоса 19. 10

Тогда мощность от двигателя передается к движителям через муфту 10 и коробку перемены передач 13, минул ходоуменьшитель, а скорость трактора определяется включенной основной пере-, дачей. В этом режиме вход гидрораспределителя 24 соединен напорными магистралями 23 и 26 насосов 22 и 19 и со входом регулятора потока 33. В результате при включении гидрораспределите20 ля 24 подключенные к нему исполнительные механизмы будут приводиться от суммарной подачи обоих насосов. Кроме того, за счет регулирования величины расхода рабочей жидкости, проходящего через регулятор потока 33, обеспечивается возможность бесступенчатого регулирования скорости исполнительных механизмов. Обратнцй клапан 28 предотвращает работу насоса 19 в режиме гидромотора и соответственно работу 30 трансмиссии и исполнительных механизмов рабочих органов в неконтролируемых скоростных режимах, что могло бы иметь место при установке золотника гидрораспределителя 27 в правое поло- 1; жение с одновременной установкой механизма переключения 11 в первое иэ указанных выше положений.

При движении трактора на основных скоростях в режиме рабочих органов, характеризующемся малой величиной отбираемой мощности, механизм переключения 11 устанавливается в положение, когда муфта 10 включена, а муфты 8 и 9 выключены, золотник гидрораспределителя 27 устанавливается в нейтральное положение. 45

При этом ведомый вал 4 му,ты сцепления соединяется с первичным валом

12 коробки перемены передач; напорная гидролиния 26 насоса 19 соединяется со сливом, а напорная гидролиния

23 насоса 22 соединяется со входом регулятора потока 33. Тогда мощность на движители передается аналогично предыдущему случаю.

При этом вход гидрораспределителя

24 соединен с напорной гидролинией

23 насоса 22 и со входом регулятора потока 33, а напорная гидролиния 26 насоса 19 соединена со сливом гидролинией 34 и баком 35. В результате при включении гидрораспределителя 24 подключенные к нему исполнительные механизмы будут приводиться от подачи насоса 22 с возможностью бесступенчатаго регулирования их скорости в соответствии с установленной в.личиной расхода рабочей жилкости через регулятор потока 33.

Таким образом, совокупность второй рабочей и нейтральной позиций гидрораспределителя 27 позволяет осуществлять бесступенчатое регулирование скорости исполнительных механизмов в диапазоне суммарной подачи расхода двух насосов при ограничении максимальной величины потерь мощности на дросселирование подачей одного насоса.

Формула изобретения

1. Гидропривод трактора, содержащий связанный с двигателем насос гидронавесной системы привода рабочих органов, соединенный напорной гидролинией с гидрораспределителем управления указанными органами, объемный гидромеханический ходоуменьшитель, состоящий из установленного в корпусе планетарного редуктора с входным звеном, связанным с двигателем, промежуточным звеном, соединенным с гидротормозом, имеющим насос, соединяемый напорной гидролинией с регулятором потока, и выходным звеном, и механизм переключения, избирательно соединяющий движители трактора с выходным звеном планетарного редуктора и "с двигателем, отличающийся тем, что, с целью повышения мощности привода рабочих органов при сохранении мощности установленных на тракторе насосов, гидропривод снабжен дополнительным эолотниковым гидрораспределителем, соединенным с напорными гидролиниями обоих упомянутых насосов, при этом в одном положении золотника дополнительного гидрораспределителя напорная гидролиния насоса гидротормоза соединена со сливом, а напорная гидролиния насоса гидронавесной системы — со входом регулятора потока, в другом положении напорная гидролиния насоса гидротормоэа соединена со входом регулятора потока, а в третьем — напорная гидролиния насоса гидронавесной системы соединена со входом регуллтора потока и с напорной гидролинией насоса гидротормоэа при заблокированном относительно корпуса ходоуменьшителя. выходном звене планетарного редуктора.

2. Гидропривод по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью предотвращения потерь мощности на дросселирование при перегрузке ходоуменьшителя, дополнительный гидрораспределитель снабжен фиксатором, содержащим подпружиненный в направлении золотника поршень, полость управления которым расположена со стороны поршня, Составитель В. Калмыков

Техред 3.фанта Корректор A Гриценко

Редактор С. Байкова

Заказ 7433/13 Тираж 8Я Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

7 640 противоположной пружине, соединена с напорной гидролинией насоса гидротормоза, и пружинами, удерживающими золотник в нейтральном положении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизег

872 8

1. Обоснование и исследование гидросистем отбора мощности тракторов шаговых классов 1,4 и 3 0 Труды

НАТН, выпуск 242, M. 1975, с.9,рис.2.

2. Авторское свидетельство СССР

9472031, кл. В 60 К 17/10, 1971.