Планетарная коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсиив

Социалистических

Республии

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 210676 (21) 2376439/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (51) N. Кл.

В 60 К 41/00

В 60 К 17/08

Государственный комитет сссР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 629. 113-585.127 (088.8) Опубликовано 0501.79.Бюллетень ¹1

Дата опубликования описания 080179 (72) Авторы Н.A.Ùåëüöûí, К.Я.Львовский, В.A ° Ðîìàøàò, М.Г.Пантюхин, изобретения A.м.савин, н.и.Зубарев и В.и.Гречушников (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах, преимущественно самоходных, в которых фрикционные элементы переключения передач используются также для трогания с места и разгона машины.

Известна планетарная коробка передач транспортного средства, содержа- 10 щая, по крайней мере, один планетарный ряд, на реактивное звено которого установлен тормоз, фрикционную муфту, соединенную с двумя звеньями планетарной коробки передач, и систему 15 управления, включающую в себя распределитель,связанный с одной стороны гидролиниями с гидроцилиндрами соответственно тормоза и фрикционной муфты, а с другой стороны — с источником рабочей жидкости и сливом, управляющий клапан, установленный в гидролинии, соединенной с гидроцилиндрами тормоза и фрикционной муфты fl) .

Недостатком известной планетарной коробки является то, что длительность совместной работы нескольких передач при разгоне машины отличается от оптимальной, что приводит к повышен30 ному буксованию фрикционных элементов включения передач и их износу.

Целью изобретения является уменьшение габаритов фрикционного тормоза эа счет снижения работы буксирования фрикционных элементов.

Поставленная цель достигается тем, что невращающаяся часть тормоза установлена с возможностью ограниченного углового перемещения и кинематически связана с управляющим клапаном.

На фиг.1 показана схема предлагаемой планетарной коробки передач и гидравлическая система управления ею; на фиг.2 — вид A фиг.1.

Планетарная коробка передач содержит ведущий вал 1, связанный с эпициклической шестерней 2, ведомый вал 3, соединенный с водилом 4. Реактивным звеном является солнечная шестерня 5, связанная с вращающейся частью тормоза 6. Невращающаяся часть 7 тормоза 6 связана с неподвижным корпусом

8 таким образом, что может проворачиваться относительно корпуса не набольшой угол. Это соединение показано в виде паза 9 в корпусе 8 и выступа 10 на вращающейся части 7 тормоза 6. Невращающаяся часть 7 через шток 11 может воздействовать на золотник 12

640875 управляющего клапана, обеспечивающего одновременное вкягючение высшей и низшей передачи. В данной коробке передач высш я ступень " передаточным числом, равным единице, включается фрикционной муфтой 13. Длst обесгечелия перецаточного числа, ".e равного единице вместо глуфт1ы может устанавливаться а1рикционный тормоз с соответствующей корректировкой схемы коробки передач.

Насос 14 гидравлической системы обеспечивает включение фрикционных элементов. "тормоза 6 и муфты 13. Он соединен каналами через переливной клапан 15, клапан слива 16 и маслораспрецелитель 17 с гидравлическими цилиндрами 18 и 19 тормоза б и муф1 3 . KJIaIIaH cTIIIHa coepHHeH силовой связью с пецалью слива 20.

В системе управления имеется также рычаг 21 с возвратной пружиной 22, которая удерживает рычаг в левом по схеме положении. При нажатии на рычаг 21 он зозцействует на торец =-олотника 12. Распределитель 17 илеет золотник 23 и каналы 24 для соединения насоса 14 с каналами 25 и 26, а также каналы 27 для соединения гидроцилиндров 18 и 19 со cëèâîì.

Планетарная коробка передач работает следующим образом.

Для трогания с места на низшей передаче водитель выжимает пецаль слива

20, затем рычагом 21 воздействует на золотник 12, перемещая его з положение, показанное на фиг.1, при котором каналы 25 и 26 сообжены между собой.

Затем опускает рычаг 21 и устанавливает золотник 23 расг1ределителя 17 з положение подачи масла OT насоса 14 в канал 25 к гидроцилиндру 18 тормоза б. Этими действиями c:-Icòåìa подготавливается для трогания с места на низшей передаче с одновременньтгл подключе нием высшей передачи. Далее водител отпускает педаль слива и золотник клапана слива 16 перемещается з положение, при котором масло от 1асоса

14 11poxoQIIT I(распределит - rp 17, далее через каналы 24-к каналу 25 и к гидроцилиндру 18, а также через золотник 12 — в канал 26 и в гидроцилиндр 19. При этом происходит вкл1очение тормоза 6 низшей передачи и муф ты 13 высшей передачи, т.е. разгон машины включением двух передач. Давле ние масла з системе в этот период несколько ниже номинального,- так как канал 26 через зо — îòíèê 23 сообщен со сливными каналами 27, однако проходное сечение сливных каналов в золотнике 23 подобрано таким, что давление в системе поддерживается на необходимом для разгона на двух передачах уров не.

В первый период разгона невращающаяся часть 7 тормоза 6 под действием

30 .Б .11 j

46 гй момента трения будет стремиться повернуться против часовой стрелки и упрется выступом 10 в левую кромку паза

9 корпуса 8. При этом шток 11 невращающейся части 7 не будет взаимодействовать с золотником 12.

Включение обоих фрикционных элементов приводит к разгону ведомого вала

3, а также к затормаживанию вращающейся части тормоза б и солнечной шестерни 5. На определенной стадии разгона вращающаяся часть тормоза б и солнечная шестерня 5 остановятся, а затем в результате воздействия буксующей фрикционной муфты 13 части тормоза 6 совместно повернутся по часовой стрелI e до упора выступа 10 в правую стенку паза 9. В результате этого под воздействием штока 11 золотник 12 переместится в первоначальное положение и отключит канал 26 от канала 25, что приведет к выключению муфты 13 после остановки вращающейся части тормоза 6. Этим обеспечивается оптимальная длительность совместной работы двух передач при разгоне машины, так как остановка вращающейся части тормоза

6 свидетельствует о разгоне машины

1 до скорости, соответствующей низшей передаче.

После выключения муфты 13 невращающаяся часть 7 тормоза б снова провернется до упора против часовой стрелки, но при этом золотник 12 остается в первоначальном положении, так как связь штока 11 с ним односторонняя.

Клапан 16 служит для отключения гидроцилиндров от насоса при нажатии на педаль 20.

Формула изобретения

Планетарная коробка передач транспортного средства, содержащая, по крайней мере, один планетарный ряд, на реактивное звено которого установлен тормоз, фрикционную муфту, соединенную с двумя звеньями планетарной коробки передач, и систему управления, включающую в себя распределитель, связанный с одной стороны гидролиниями с гидроцилиндрами соответственно тормоза и фрикционной муфты, а с другой стороны — с источником рабочей жидкости и сливом, управляющий клапан, установленный в гидролинии, соединенной с гидроцилиндрами тормоза и фрикционной муфты, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью уменьшения габаритов фрикционного тормоза за счет снижения работы буксования фрикционных элементов, невращающаяся часть тормоза установлена с возможностью ограниченного углового перемещения и кинематически связана с управляющим клапаном.

Лоточники информации, принятые зо внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

9 418356, кл. В 60 К 41/00, 27.12.71.

64087 5

Вид А..Я И

Фиг. 2

Составитель М.Виноградов

Техред Н. Бабурка Корректор А.Гриценко

Редактор И. Гохфельд

Филиал ППП Патент, r.Óærîðoä, ул. Проектная, 4

Заказ 7433/13 Тираж 809 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и октрытий

113035, Москва, 7(-35, Раушская наб., д.4/5