Устройство автоматической локомотивной сигнализации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соеетскмк

Соцмапистячеспиз

Респубпия " 640889 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.11.76(2) ) 2421670/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет—

Опубликовано 05.01.79бюллетень № 1 (5т) M. Кл

В 61 L 25/06

ГОщд&дст&&яный &&метет ссср и& делам иэобрете&&й и &тх ытнй (53) УД,К 656.259.2 (088.8) Дата опубликования описания 10,01.79 (72) Авторы изобретения

В. С. Аркатов, А. N. Брьтлеев, В. С. Дмитриев, А, А. Евпятьев, Ю. А. Кравцов, В. Е. Малявко, В. А. Минин, Р. Г. Осташков, .

В. И. Скороходов, Б. М. Степецский и А. К..."Габунщиков

t, Московский ордена Ленина и ордена Трудовог Красного Знамени институт инженеров железнодорожно(отрайспбрта (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ

ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики, обеспечивающим безопасность движения поездов и повышение пропускной способности железнодорожных линий.

Известны системы автоматической локомотнвной сигнализации, содержащие приемные катушки, соединенные с локомотивным приемником, выход которого подключен к дешифратору кодовых сигналов, локомотивный светофор и переключатель направления движения (3).

Эта система локомотивной сигнализации имеет недостаточную помехозащищенность и малую информационную емкость, не удовлетворяющую задачаи авторегулирования локомотивами при высоких скоростях движения.

Иэ вестно также устройство автоматической локомотивной сигнализации, содержащее установленные на локомотиве приемные катушки, соединенные с частотными приемниками, подключенными к сигнальному блоку, и переключатель направления движения локомотива (2) .

Устройство имеет следующие недостатки:

I. При электрическом объединении соседних путей возможно возникновение опасной ситуации, связанной с тем, что частотные сигналы, предназначенные для поезда, следующего по данному пути, воспринимаются приемниками поезда, следующего по соседнему пути.

2. Существующая система частотной многозначной локомотивпой сигнализации при работе совместно с системой тиристорного регулирования двигателей поездов имеет недостаточную помехозащищенность.

3. Известная система частотной многозначной локомотивной сигнализации имеет недостаточную информационную емкость, что усложняет передачу иа локомотив дополнительной информации, например, по ограничению скорости в кривых участках пути и т. д.

Целью изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей устройства.

Эта дель достигается тем, что в предлагаемом устройстве каждая группа частотных приемников снабжена блоком контроля нрисутствия сигнальных частот, входы кото640889

pov0 сОединены с Выходямн чястотных нриемннкОВ, коммутационным блоком, управляемые входы которого подключены к промежуточным выходам частотных приемников, а управляющий вход — к выходу блока контроля присутствия сигнальных частот, блоком контроля направления движения, входы которого соединены с выходами блока контроля присутствия сигнальных, частот, коммутационного блока, а также с переключателем направления движения локомотива, н блоком фиксации манипулирующей частоты, входом соединенным с выходом коммутационного блока, причем выходы блока фик сеции манипулирующей частоты и блока контроля направления движения соединены с входами сигнального блока.

На фиг. 1 представлена блок-схема описываемого устройства автоматической локомотивной сигнализации; на фиг. 2 — вариант технической реализации блока контроля направления движения.

Устройство автоматической локомотивиой сигнализации содержит установленные на локомотиве приемные катун ки 1, соединенные с, частотными приемниками 2, 3 и 4, выходы которых подключены к сигнальному блоку 5, а промежуточные Выходы 6, ? и

8 — к управляемым входам 9, 10 и 1! коммутационного блока 12. Управляющий вход

13 последнего соединен с блоком !4 контроля присутствия сигнальных частот. Входы сигнального блока 5 подключены также к выходам блока !5 фиксации манипулирующей частоты и блока 16 контроля направления движения. Вход последнего соединен с переключателем 17 направления движения локомотива.

Позициями 18, 19 и 20 (фиг. 2) обозначены гетеродины, входы которых соединены с зажимом 21, подключенным к выходу переключателя 17 направления движения локомотива. Выходы гетеродинов 18, 19 и 20 подключены к управляемым входам 22, 23, 24 переключающего блока 25, управляющий вход 26 которого соединен с Выходом блока

14 KOHTpoJIH fl pHc)TÑTÂHH снгналахапых частот.

Выход переключающего блока 25 нодкл ючен к одному из входов смесителя 27, второй вход 28 которо-о соединен с выходом коммутационного блока 12. На выходе смесителя 27 включен усилитель 29 проамежутоачнОй чястоты, Выход 30 которОГО подключен

К0 BxoJ1)" сигнал»ИОГО блока 5.

J строчство авто>мятической ЛОкомотиВHoI1 cHгнЯлизац«и работа»T следую а им образом.

Для передачи информации на подвижной состав используются следующие две группы частот: я) при дВижении В нече ГИОм направлеНИИ:

ПЕрияя ГруППЯ ff (2 и 4а вторая группа (а, К и б) flpH движении II четном HBflpBBJIE. HIIH: >

ПЕрная Группа (. (2 И (а, вторая группа ff, к и f

Для передачи каждого сигнального показания может быть испол»зовано либо одна частота (oIIHOHBcTOTHOO KojIHPoBBHHE .), JIH60 комбинация из двух частот (двухчастотное кодирование). В последнем сл)-fae эти две частоты должны быть взяты из различных групп, например, для нечетного направления — комбинация ff + g . Для расширения значности каждая из частот может передаваться в виде гладкого сигнала, либо манипулироваться низкой частотой F (например

F = 8(ц).

Ня фиг. 1 показана блок-схема локомотивных устройств, обеспечивающих прием первоЙ I pyflfl»f aacToT: f,, (2 H 4 — при движении в нечетном направлении или ff, » и ff — при движении в четном направлении.

Структурная схема устройств обеспечивающих прием второй группы частот, аналогична. Передача информации осуществляется путевыми устройствами, запитывающнми рельсовые цепи. При этом каждая пара частот, соотвеп твующая определенному сигНа f»HOI>l) ПОКязяНИЮ fl H (! > (2 H (2, (3 и (.. находится в одном частотном диапазоне между двумя соседними гармониками тягового тока, например: ff — — 121 (ц, Па 12 = 171 1 Ц> (2 = 179 l u> В

= 221 Гц. (з —— 229 Гц. Разность частот, соОтветствуюгцая ОднОму и тОму же сиГнальиому показанию в четном If нечетном направлениях, постоянна:

>! ff = f2 — (2 = ff ff = COHSf.

Частотный приемник 2 обеспечивает прием сигналов из рельсовой линии на частоjt tf тах ff и ff, приемник 3 — на частотах

> аа > и (2, а приемник 4 — на частотах ( н (".

Переключатель 17 направления движения поезда в нечетном направлении подготавливает блок 16 контроля направления движения для приема ч "ñòîò ff, f2, 4, а прн движении в четном направлении — для приема частот fl, (2, ff . Перестройка блока 16 контроля направления производится вручную машинистом прн изменении направления движения.

При приеме из рельсовой цепи какойлибо информации на выходе соответствующего частотного приемника появляется сигнал, Воздействующий на вход блока 14 контроля присутствия сигнальных частот.

Блок 14 KOHTpoJIII присутствия сигнальных частот воздействует на управляющий вход 13 коммутационного блока 12, обеспечивая подкл очение промежуточного выхода соответствуюц1его приемника (на выходе которого имеется сигнал) к входам блока- 16 контроля направления движения и блока 15 фиксации мянаинулирукгщей частоты, а также обеспечияае настройку блока 16 контроля направления движения на контроль час640889 тоти именно того чястоп}си.с> диапазона, который определяется возбужденным приемником.

Блок 15 фиксации мянипулирун}щей частоты определяет манипулирован ли частотный сигнал на входе приемника или нет.

В зависимости от того, какой приемник возбужден и манипулирован ли сигнал, поступающий на вход этого приемника, сигнальным блоком 5 формируется то или иное сигнальное показание. Разрешение на нылачу той или иной сигнальной информации дается лишь при условии приема информации, соответствующей установленному направлению движении.

При движении поезда в нечетном направлении гетеродины 18, 19 и 20 настраиваются на генерацию частот f,", !2, t} соответственно, а при движении в четном направлении —— р р С на генерацию частот f,, f2, (} . Настройка генераторов осуществляется с помощью переключателя 17, воздействующего на входы управления гетеродннов (через зажим 21).

Схема локомотивных устройств выполнена та!зим образом, что нормальное дешифрирование кодовых сигналов, принимаемых из рельсовой цепи, возможно только в том случае, если частотные сигналы в рельсовой цепи отличаются от частот гетеродинон, расположенных ня подвижном составе, на величину Л f. На частоту Л f настроен усилитель

29 промежуточной частоты, представляющий собой, например, резонансный усилитель.

Сигнал на его ныходе появляется только н том случае, если частота на входе равна

Л f.

В частности, если поезд следует в нечетI ном направлении и принимает частоту то на выходе частотного приемника 2 появляется сигнал, воздействующий на блок 14 контроля присутствия сигнальных частот.

Блок 14, в свою очередь, воздействует на управляющий вход 26 переключающего блока 25, подключающего к одному из входов смесителя 27 гетеродин 18, настроенный при движении н нечетном направлении на частоту f". Второй вход 28 смесителя 27 подключен через коммутационный бчок 12 к промежуточному выходу частотного приемника

2, Таким образом, к двум входам смесителя

27 подключены частотные сигналы, различающиеся по частоте на величину Л f. При этом на выходе смесителя 27 появляется сигнал, дающий разрешение сигнальному блоку на дешифрацию принятой команды, Аналогично работает устройство и при приеме из рельсовой цепи частотных сигналов или

1} с той лишь разницей, что к выходам смесителя 27 подключаются соответственно промежуточный выход 7 приемника 3 и гетеродина 19 или промежуточный выход приемника 4 и гетеродиня 20.

При движении поезда в четном направлении логика работы схемы не меняется. Однако при этом информация из рельсовой це5

tO

3$

55 пи переда Tc}} ня частотах 1, . }. }} f,, ;} гетеродины 18, 19 и 20 настроены соответI t ственно на генерацию частот f, f, f, В случае разворота локомотива н депо, например, ня поворотном круге необходима дополнительная перестройка (персклк}ченне) частоты гетеродинов.

Прн электрическом объединении рельсовых нитей соседних путей опасной ситуации, связанной с приемом команды, предназначенной для поезда, следующего по соседнему пути, не возникает, так как в этом случае на оба входа смесителя 27 поступают. сигналы одной и той же частоты, что исключает появление на его выходе сигнала с частотой А f. В том случае, если при изменении направления движения машинист не переключит переключатель 17 и тем самым не осуществит перестройку гетеродинов на частоты, соответствуюгцие направлению движения, то информация из рельсовой цепи сигнальным блоком не будет воспринята, так как на входы смесителя 27 поступают сигналы одной частоты.. Наличие смесителя

27, осуществляющего выделение сигнала частотой }} f и имеющего достаточно узкую полосу пропускания (практически 1,5 — 2 Гц) повышает помехозащищенность устройства автоматической локомотивной сигнализации (полоса пропускания частотных приемников прототипа 14 — 16 Гц). В случае применения для регулирования двигателей электровоза тиристорных преобразователей их работа синхронизируется частотой переменного тока в тяговой сети. Эта же сеть Используется для синхронизации частоты гетеродинов 18.

19, 20. Тем самым обеспечивается надежная защита устройств от помех тягового тока, имеющих место при тиристорном регулировании тяговых двигателей.

При отсутствии необходимости в расширении значности блок фиксации частоты манипуляции 15 может быть изъят из устройства с сохранением всех прочих логических зависимостей. При отсутствии необходимости в исключении опасной ситуации, связанной с электрическим объединением нитей соседних путей, может быть изъят блок контроля направления движения 16 и переключатель направления 17.

Использование данного предложения позволит повысить безопасность движения поездов, а также прн ограниченном количестве частотных приемников обеспечит такую зиачность системы интервального регулирования, которая удовлетворит потребности, как низкоскоростного, так и высокоскоростного движения и поэтому позволит устранить расходы на разработку и изготовление дополнительных частотн ы х и рием ников.

Формула изобретения

Устройство автоматической локомотивной сигнализации, содержащее установленные на локомотиве приемные катушки, соединенные с частотными приемниками, под640889

Составитель А, Корабельщиков

Редактор С. Байкова ТекредО. Луговая Корректор М. Демчнк

Заказ 7435/14 Тираж 689 Подннсное

1!ИИИГ1И Государственного комитета СССР но дела м изобретен нй н открыт нй

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 415

Филиал Г1ПП Патента, г. Ужгород, ул. Проектная. 4 ключенными к сигнальному блоку, и переключатель направления движения локомотива, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей, каждая группа частотных приемников снабжена блоком контроля присутствия сигнальных частот, входы которого соединены с выходами частотных приемников, коммутационным блоком управляемые входы которого подключены к про- межуточным выходам частотных поиемников, а управляющий вход — к выходу блока контроля присутствия сигнальных частот, блбком контроля направления движении, входы которого соединены с выходами блока контроля присутствия сигнальных час1 тот, коммутационного блока, а также с переключателем направления движения локомотива, и блоком фиксации манипулирующей частоты, входом соединенным с выходом коммутационного блока, причем выход блока фиксации манипулирующей частоты и блока контроля направления движения соединены с входами сигнального блока, 1а Источники информации, принятые so вни. мание при экспертизе:

1. Вахнин М, И. и др. «Путевая блокировка. и авторегулировкаь, ) 974, «ТраиспортЪ, с. 268 — 348.

2. Труды ЦНИИ МПС, вып. 4)4, !969, изд. «Транспорт».