Способ непрерывного передвижения транспортного средства с колесношагающим движителем в колесно-шагающем режиме
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И А Н И Е < 640897
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ
Союз Советских
Социвпистическин
Респубп и. (6t) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06,12.76 (21} 2427393l27-11 (51) М. Кл. с присоединением заявки М (23) Приоритет
В 62 Р 57/02
Гасуднрственнь и нпмнтет ссср к деми нзебретеннй н етнрьпнн
Опубликовано05.01.79.бюллетень № 1
Дата опубликования описания 10.01.79 (53) УДК 629.1 13. .033 (088.8) I
A Л. Квмурдинан, В. В. Громов и И. Ф. Кажуквдо1 (72) Авторы изобретения (54) СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЖ
СРЕДСТВА С КОЛЕСНО-ШАГЖОЩИМ ДВИЖИТЕЛЕМ
В KGJ1BCHG-ШАГАЮЩЕМ РЕЖИМЕ
tas
15 ta
= 2 —:(п — 1) Изобретение относится к способам передгижения транспортных средств высокой про ходимости и, в частности, к транспортным средствам с колесно-шагающим движителем.
Известен способ непрерывного передвижения транспортного средства с колесношагающим движителем в колесив-шагаюгцем режиме, заключающийся в последовательном перемегцении колес по опорной поверхности в фазе переноса в ведущем режиме, а затем включении шагающего хода колес (фаза опоры) (! .
Передвижение транспортного средства осуществляется следующим образом.
В первый период колеса одного борта передвигаются в ведущем режиме на длину шага, затем они блокируются и при помощи механизма шагания перемещают корпус машины на величину шага. Когда колеса одного борта движутся в ведущем режиме, то колеса второго борта блокированы, и, упираясь в грунт, толкают корцус транспортного средства вперед, что обеспечивает непрерывное его передвижение.
При этом способе решается основная проблема — устойчивость, что позволяет использовать колесное шагание для малоопорных транспортных средств.
Недостатком этого способа является то. что в нем не используются все потенциальные возможности колесно-шагающего движения по реализации максимальной силы тяги.
Цель изобретения — увеличение свободной силы тяги, реализуемой движителем.
Указанная цель достигается тем, что смену этапов перемегцения колес с ведущего режима движения на шагающий ход производит через одинаковые интервалы време}а ни для всех колес движителя, грнчем время шагающего хода колеса и время его перемегцення в ведущем режиме определяют по соотношению: где t — время шагаюшего хода;
t — время перемещения колеса в ведущем режиме;
n — общее число колес движителя.
Кроме того, каждое последующее колесо перемешают в ведущем режиме в след предыдущего колеса н в шагаюгцем ходе приводят их во вращение.
На чертеже представлена схема способа передвижения применительно к четырехко640897
3 лесному шасси n =- 4, с равномерной походкой и максимальным коэффициентом производительности шагания f = 3.
При этом в любой момент времени три колеса находятся в шагающем ходе, одно перемешается по опорной поверхности в ведущем режиме, а корпус транспортного средства перемещается непрерывно. Последовательность перемещения колес 1 — 2 — 3 — 4.
Фиксированные моменты перемещений колес изображены на чертеже. 16
Увеличение тяговых свойств достигается также при использовании режима движения, когда каждое последующее колесо пе- ремещается в ведущем режиме по опорной поверхности в след предыдущего, зафиксированного нм B шагающем ходе. Прн этом; каждое последующее колесо закатывается в углубление от сдвига грунта предшествующим колесом и при последующем шагающем ходе как бы продолжается сдвиг грунта, в результате чего сила тяги колеса увеличивается, Реализация этого режима определяется следующеи зависимостью параметров колесио-шагающего движителя:
ЙаФ(о
4,: .— з где 2 — расстояние между одноименными точками траекторий осей рассматриваемых колес;
Ьк — шаг оси колеса относительно корпуса транспортного средства;
Ью — путь сдвига колеса по грунту эа шагающий ход;
i — сдвиг по фазе между рассматриваемыми колесами; численно равен порядковому номеру, которым последующее колесо, из всех колес движителя, зафиксирует положение предыдущего s рассматриваемый момент времени; а а — любое целое число, делящееся на общее число колес движителя (— характеризует число циклов, через которое последующее колесо зафиксирует след предыду- 4в щего) .
На чертеже показан способ передвижения с учетом режима движении след в след.
Порядок перемещения колес 1 — 2 — 3 — 4, тогда i = 2, так как, например, последующее колесо 3 зафиксирует положение редыдущего 1 вторым после колеса 2. Кроме того, схема соответствует Z = 3, п = 4, Ью О.
В общем случае величина сдвига Se выбирается из условия реализации максимальной тяги. На позиции Ш колесо 3 фиксирует след предыдущего 1, иа позиции 1V колесо
4 фиксирует след предыдущего 2, на позиции Ч колеса 3 и 4 фиксируют след предыдущих I н 2. Через олин цикл ц< редвнжения, позиция IV, последующие колеса сохраняют режим движения след в след.
Кроме того, увеличение тяговых свойств движителя может быть достигнуто за счет того, что колеса в шагающем ходе приведены во вращение. При этом, колеса, благодаря вращению, интенсивно погружаются в грунт, создавая хороший упор для реализации значительной силы тяги. Этот режим, вследствие увеличения энергозатрат на передвижение, может использоваться в самых экстремальных условиях передвижения.
Способ иепрерывного передвижения транспортного средства с колесно-шагающим движителем разработан на основе расчетно-теоретических исследований, а также экспериментальных исследований на полноразмерном макете с колесно-шагающим движителем.
Формула изобретения
1. Способ непрерывного передвижения транспортного средства с колесно-шагающим движителем в колесно-шагающем режиме, заключающийся в последовательном перемещении колес по опорной поверхности в фазе переноса в ведущем режиме, а затем включении шагающего хода колес (фазы опоры), отличающийся тем, что, с целью увеличения свободной силы тяги, реализуемой движителем, смену этапов перемещения колес с ведущего режима на шагающий ход производят через одинаковые интервалы времени для всех колес движителя, причем время шагающего хода колеса и время его перемещения в ведущем режиме определяют по соотношению: — — = 2 —:(и — 1)
4 гдето, — время шагающего хода;
tö — время перемещения колеса в ведущем режиме; п — общее число колес движителя.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что каждое последующее колесо перемещают в ведущем режиме в след предыдущего колеса.
3. Способ по п. 1, отличающийся.тем, что колеса в шагающем ходе приводят во вращение.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
I. Беккер М. Г. Введение в теорию системыы местность-маши на, М., «Ма ш и построениее», !973, с. 304 — 36б. б40897 хга4зт )
МФ
Составитель Ю. Шурупов
Редактор Е. Братчикова Техред О. Луговая Корректор М. Демчик
Заказ 7436/14 Тираж тФВ Подпнс ное !
И1ИИГ1И Государственного комитета CCCP ио делам изобретен ий и ох кр ьгг ни
I I 3(I35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/Ь
Филиал ill ll «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4