Устройство для управления электроприводами подъема и тяги драглайна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОЬГЕтЕНИЯ "" " ОЗ

К АВТОРСИОя1У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

СОЮЗ СОВЕтСких

Социалистических

Рвсйубпии (63) Дополнительное к авт. свил-s) — (22) Заявлеио220574 (2I) 2029454/29-03 с присоелинением заявки РВ— (53) N. Кл.

E 02 F 3/48 е 02 F 9/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретемнй н открытнй (23) Йриоритет(53) УДК621.879. 38 (088.8) Опубликовано 050179. Бюллетень Рй 1

Дата опубликования описания 100179 (72) Автори изобретения

В,Я.Ткаченко и И.A.Ãîðäååâ

Московский ордена Трудового Красного Энамени инженерно-строительный институт им. B.Â. Куйбьзаева (7a) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ

ПОДЬЕИА И ТЯГИ ДРАГЛАЯНА

Изобретение относится к области управления электроприводами и предназначено для управления электроприводами подъема и тяги драглайна.

Известно устройство для управления электроприводом тяги драглайна, содержащее управляющие устройства, командо-контроллеры, электроприводы и измерительные устройства (1) . В таком устройстве не учитывается инер-. ционность приводов, в связи с чем при движении ковша к аварийной зоне возможен заход в нее по инерции, что может привести к тяжелым авариям.

Это снижает надежность работы устройства.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для управления электроприводами подъема и тяги драглайна, содержащее две системы ограничения приближения ковша к блокам головным и наводки, каждан из которых содержит сельсины-датчики длин тягового и подъемного канатов и однотактный магнитный усилитель, и систему ограничения приближения ковша к стреле, содержащую два последовательно включенные сельсина-датчика длин подъемного и тягового каната и однотактный магнитный усилитель, це,и управления приводами и источник переменного напряжения 12J.

Недостатком известного устройства является то, что при нарушениях в его работе,"например, при обрыве цепей, не исключается возможность движения ковша к аварийным зонам у блоков и стрелы и отсутствует информация о таких нарушениях, что может привести к тяжелым авариям (разрушение стрелы и блоков), для исключения которых и предназначено это устройство. Это снижает надежность защиты и управления драглайном.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности управления драглайном.

Поставленная цель управления достигается тем, что устройство снабжено подключенными к цепям управления приводами двумя сельсинными командоаппаратами, к обмоткам возбуждения которых подключены концы рабочих обмотоК двух магнитных усилителей систем ограничения приближения ковша к блокам головным и наводки, а начало их обмоток через диоды соединены с концом рабочих обмоток магчитного усилителя системы ограничения приближения ковша к

641038 стреле, начало которых соединено с источником переменного напряжения.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства.

Весконтактные сельсины-датчики 1, 2,3,4 измерения длин канатов и их суммы соединены через понижающие редук- 5 торы 5, 6 с валами подъемной 7 и тяговой 8 лебедок, углы поворота которых пропорциональны изменению длин канатов.

Сельсины 2 и 3 включены последова- IQ тельна .до схеме суммирования углов поворота их роторов для измерения суммы длин подъемного и тягового канатов, а сельсины 1 и 4 включены по схеме индукционных датчиков углов поворота, щ пропорциональных соответственно длине тягового и подъемного канатов.

Выходы сельсинных датчиков 1,3,4 подключены через выпрямительные мосты на управляющие обмотки 9, 10, 11, соответственно трех однотактных магнитных усилителей 12, 13, 14. Начало рабочих обмоток магнитных усилителей

13, 14 через диоды 15, 16 соединены с концом рабочих обмоток магнитного усилителя 12. Конец рабочих обмоток усилителя 14 системы ограничения приближения ковша к тяговым блокам наводки подключен к обмотке возбуждения сельсинного командоаппарата тяги 17.

ЗО

Рабочие обмотки сельсинного командоаппарата 15 подключены к преобразователю 18 привода тяги, питающего тяговый двигатель 19.

Конец рабочих обмоток усилителя

13 системы ограничения приближения ковша к головным блокам подключен к обмотке возбуждения сельсинного командоаппарата подъема 20.

Рабочие обмотки сельсинного коман- 40 доаппарата 20 подключены к преобразователю привода подъема 21, питающего подъемный двигатель 22. К управляющим обмоткам 23, 24 однотактного магнитного усилителя 14 подключены источник постоянного сигнала и якорные зажимы двигателя 19 тяги. Аналогично к управляющим обмоткам 25, 26 однотактного магнитного усилителя 13 подключены источник постоянного сигнала и якорные зажимы двигателя подъема 22. К управляющим обмоткам 27,28, 29, 30, 31 магнитного усилителя 12 подключены выход сельсина-датчика 4 длины подъемного каната и опорное напряжение через диод 32, якорные зажимы двигателя додъема 22, якорные зажимы двигателя тяги 19, выход сельсина-датчика 1 длины тягового каната и опорное напряжение через диод 33, источник постоянного сигнала, соответ 60 ствующего минимально допустимому приближению ковша к стреле.

Работает устройство следующим образом. С помощью усилителя 14 осуществляется управление электроприво- 65 дом тяги по положению ковша относительно блоков наводки, усилителя 13 управление электроприводом подъема по положению ковша относительно головных блоков, усилителя 12 — управление электроприводами подъема и тяги по положению ковша относительно стрелы.

Для обеспечения самоконтроля и повышения надежности выходные сигналы с магнитного усилителя 12 системы ограничения приближения ковша к стреле подаются через рабочие. обмотки магнитных усилителей систем ограничения приближения ковша к блокам головным и наводки на входные обмотки сельсннных командоаппаратов.

Сигнал с сельсина-датчика 3, пропропорциональный сумме длин подъемного и тягового каната, подается на управляющую обмотку 9 и действует в сторону увеличения тока нагрузки магнитного усилителя 12. Сигналы, пропорциональные скорости изменения длин подъемного и тягового канатов, подаются на обмотки 28, 29 и при уменьшении длин канатов действуют в сторону уменьшения тока нагрузки магнитного усилителя 12, обеспечивая регулирование уставки срабатывания системы ограничения приближения ковша к стреле пропорционально скорости уменьшения суммы длин канатов.

Поскольку граничная кривая положения ковша, соответствующая постоянному значению суммы длин канатов, у краев стрелы отклоняется от требуемой, для обеспечения их совпадения в этих зонах на управляющие обмотки 27 и 30 через диоды 32,33 подаются сигналы, пропорциональные разности опорных напряжений и напряжений, снимаемых с сельсинов-датчиков длин подъемного и тягового канатов (при малых значениях этих длин) . Это обеспечивает снижение сигнала, соответствующего минимально допустимому приближению ковша к стреле, пропорционально уменьшению длин подъемного и тягового канатов в пределах длин этих канатов, равных примерно 1/4-1/3 длины стрелы, в результате чего обеспечивается практически полное совпадение действительной и требуемой границ приближения ковша к стреле.

Если текущая сумма длин канатов больше минимально допустимой длины, на выходе магнитного усилителя 12 есть выходное напряжение, которое через рабочие обмотки магнитных усилителей 13 и 14 подается на обмотки питания сельсинных командоаппаратов

17, 20. В случае уменьшения суммы длин канатов до величины, равной минимально допустимому приближению ковша к стреле, выходное напряжение магнитного усилителя 12 уменьшается (практически до нуля, Вместе с тем уменьшается до нуля выходной сигнал магнитных усилителей 13 и 14 и сель641038 синных командоаппаратов 15 и !.9, приводы останавливаются и приближение ковша к стреле прекращается, чем исключается заход ковша в аварийную зону вблизи стрелы.

Последовательным включением входных обмоток сельсинных командоаппаратов

15, 19 с магнитными усилителями 13, 14., 12 достигается то, что при нарушениях в системе ограничения приближения ковша к стреле на всем пути прохождения сигнала от цепи питания датчиков длин канатов до входных обмоток командоаппарата останавливаются оба привода, а при нарушениях в системах ограничения приближения ковша к блокам останавливается привод подъема или тяги. Это исключает возможность работы при неисправной системе управления, обеспечивающей ограничение приближения ковша к стреле и блокам, и тем самым исключает воэможность аварии,, что повышает надежность защйты.

Кроме того, поскольку выходное напряжение магнитных усилителей определяется наличием сигнала на обмотках управления, подключенных к выходам датчиков длин канатов, при этом одновременно обеспечивается самоконтроль цепей от цепей питания датчиков до обмоток управления магнитных усилителей.

Таким образом, описанное устройство по сравнению с известными обладает тем преимуществом, что оно повышает надежность управления драглайном, так как исключается возможность работы при неисправной системе управления, а следовательно, исключается возникновение аварии.

Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Рыльков A.Ï. Защита драглайна оТ растяжки — Горные машины и авто35 матика, 1968, 9 11-12, с.18-21.

2. Авторское свидетельство СССР

В 195077, кл. Е 02 F 3/48, 1965.

Устройство для управления электроприводами подъема и тяги драглайна, включающее две системы ограничения приближения ковша к блокам головным и наводки, каждая из которых содержит сельсин-датчик длин подъемного или тягового каната и однотактный магнитный усилитель и систему ограничения приближения ковша к стреле, содержащую два

10 последовательно включенных сельсинадатчика длин подъемного и тягового каната и один однотактный магнитный усилитель, цепи упра ления приводами и источник переменного напряжения, 15 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности управления драглайном,оно снабжено подключенными к цепям управления приводами двумя сельсинными командоаппаратами, к обмоткам. возбуждения которых подключены концы рабочих обмоток двух магнитных усилителей систем ограничения приближения ковша к блокам головным и наводки, а начало их обмоток через диоды соединены с концом рабочих обмоток магнитного усилителя системы ограничения приближения ковша к стреле, начало которых соединено с источником переменного напряжения ° цНИИПИ Заказ 7464/22 Тираж 716 Подписное

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4