Рабочее колесо турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнк

Сецнапнстнческнк

Республнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<">641131 (61) Дополнительное к авт. свий-ву (22) Заявлено 2504.77 (21) 2479541/24-06 (Ы} М. Кл.

Р 01 D 5/34

P O4 D29/32 с присоединением заявки И

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

{23) Йр юрнтет (53) УДК 621. 438 (088. S) Опубликовано ОЫ1796юллетень № 1

Дата оп)бликования однсання 0 50 1 7 9 (72) Авторы изобретения

П.B.Ëåäàêoâà е.A.Ïåòðoç и

Г

Куйбьпаевский ордена 1рудавого Красного 3 рменй авиационный институт им. академика С.П.Королева

» »Р

1 (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛБСО ТУРБОМЬШИИЫ

Изобретение относится к турбостроению и, в частности, к рабочим колесам турбомашин.

Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, установленные в пазу диска при помощи упругих вставок 1j .

Однако, такое выполнение характеризуется относительно малой надежностью, что обусловлено в больией 10 степени наличием первых форм колебаний лопаток.

Известно также рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки с соосными отверстиями в внльчатом хвостовике, шарнирно размещенные на оси, закрепленной в ободе диска 2 .

Недостатком рабочего колеса турбомашины является то., что оно не обеспечивает приемлемого уровня надежности из-за ухудшенных вибрационных характеристик.

Целью изобретения является повыше" ние надежности, путеи улучшения вибрационных характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что в каждо л отверстии установлены по две упругие втулки с фланцами, охватывакщие хвостовик. При этом фланцы могут иметь форму хвостовика.

На чертеже изображен продольный разрез рабочего колеса турбомашин.

Рабочее колесо содержит лопатки 1, с соосными отверстиями 2,в вильчатом хвостовике 3, шарнирно размещенные «а оси 4, закрепленной в ободе 5 диска.

В каждом отверстии 2 установлены по две упругие втулки 6 и 7, с фланцами соответственно 8 и 9, охватывающие хвостовик 3, т(ля равномерного распределения нагрузки фланцы 8 н 9 имеют форму хвостовика 3.

Сборка рабочего колеса происходит следующим образом.

Предварительно, в каждое отверстие хвостовика лопатки вставляют по две упругие втулки 6 и 7 таким образом, как показано на чертеже, после чего лопатки заводят хвостовиками в соответствующие пазы обода 5 диска н шарнирно закрепляют осями 4 . Разборку производят в обратном порядке.

При работе турбомашины в лопатках возбуждаются колебания, которые гасятся полностью или частично упругими втулками 6 и 7.

В частности, в лопатках отсутствуют первые формы колебаний и отно641131 формула изобретения

Составитель С.Зарицкий

Техред Н.Бабурка Корректор Л.Василина, Редактор В.Вольшакова

Заказ 7473/27

Тираж 606 Подп ис кое

gHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4 сительно уменьшена амплитуда колебаний высших форм.

Втулки 6 и 7 отделяют ло. атки от обода диска и тем самым вибрации снижаются (гасятся) в самом источнике и не передаются на диск и далее на вал. Втулки 6 и 7 могут быть изготовлены из теплоизоляционного мате- 5 риала, что позволит уменьшить теплопередачу от лопатки к диску.

1. Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки с соосными отверстиями в вильчатом хвостовике, шарнирно размещенные на оси, закрепленной в ободе диска, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения вибрационных характеристик, в каждом отверстии установлены по две упругие втулки с фланцами, охватывающие хвостовик.

2. Колесо по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что фланцы имеют форму хвостовика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент Франции Р 2126042, кл. Г 01 D 1972.

2. Патент Англии 9 1087629, кл ° Г 1 Т, 1967.