Способ безразборного контроля технического состояния устройств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2501.77 (21) 244б948/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано050179. Бюллетень №1

lla ;a опубликования описания 050179

<" 6413ОО (5>) М. Кл.

601 И 13/02

1 оеударетненный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК621. 831 (088.8) (72) Автор изобретения

В.И.Ильяшенко (71) Заявитель (54) СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ УСТРОЙСТВ

Изобретение относится к способам безразборного контроля технического состояния машин и механизмов, преимущественно приводных стационарных машин, работающих, например, в сельскохозяйственном производстве.

Известен способ безразборного контроля технического состояния машин, включающий в себя акустический, виброметрический, виброакустический, функ- 10 циональный методы контроля, которые могут использоваться в нужной комбинации (1) .

Недостатком известного способа

1Ь является его сложность.

По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близким к настоящему изобретению является способ беэраэборного контроля технического состояния устройств, заключающийся в том, что определяют зазоры в сопряжениях ряда кинематических пар (2) .

Недостаток описанного способа сос- 5 тоит в низкой достоверности информации о техническом состоянии устройств.

Целью изобретения является получение более достоверной информации о техническом состоянии устройств..

Это обеспечивается тем, что кон тролируют изменение мощности, затрачиваемой на привод отдельных кинематических пар и всего устройства в целом, замеряют перепад мощности на холостом ходу в ряде кинематических. пар путем обхода по кинематическому контуру от последней кинематической пары к предыдущей и по полученным данным определяют величины зазоров.

Данный способ реализуется следующим образом.

Контролируется изменение мощности, затрачиваемой на привод отдельных кинематических пар и всего устройства. Замеряется перепад мощности на холостом ходу в ряде кинематических пар. Контроль мощности осуществляется путем обхода по кинЕматическому контуру от последней пары к предыдущей. Таким образом, определяют величины зазоров в кинематических парах.

В процессе работы в отдельных кинематических парах приводных машин, например в сопряжении вал-подшипник скольжения или качения, в результате износа, ухудшения состояния смазки наблюдается снижение коэф,фициента полезного действия. Это при6 41300

30 водит к повышению затрат мощности, расходуемой на энергию удара при увеличении зазоров, на нагрев и интенсивный износ при отсутствии смазки и т.д. Явление повышения мощности наблюдается не только в сопряжениях, но и передачах. За счет пробуксовки ремень при его удлинении 5 или ослаблении начального натяжения начинает проскальзывать относительно шкива, увеличивается его биение о шкив, при этом значительная энергия расходуется на нагрев. В цепной пере- )О даче за счет повышения энергии удара в изношенных шарнирах цепи и шарниров о зубья звездочек, изменения характера трения также возрастают потери мощности. Такая же картина имеется и при износе зубчатых передач.

В результате износа и увеличения бо1 кового зазора зубья колес не перекатываются одно по другому, а передают нагрузку ударом, поэтому увеличивается и расход энергии.

Мощность сопряжениям и передачам передается посредством вала. В результате этого вал испытывает деформации кручения. По величине закрутки вала можно определять величину цирку-25 лируемой на валу мощности. Но значения мощности на валу до сопряжения и после него будут различны. Это различие вызывается техническим состоянием сопряжения. Первоначально это различие будет небольшое. Затем в процессе эксплуатации увеличиваются зазоры, ухудшаются условия смазки, происходит более интенсивный износ и др., что вызывает снижение коэф- Ю фициента полезного действия сопряжения, а соответственно и увеличение потерь мощности в сопряжении. В результате этого увеличивается и различие (перепад) в мощности до сопряжения и после него.

Если измерять перепад мощности на валу до кинематической пары и после нее на новом сопряжении, прошедшем приработку, а затем на сопряжении, проработавшем определенное время, то по изменению этого различия (перепада) мощности можно судить о техническом состоянии сопряжения или машины в целом.

Формула изобретения

Способ безразборного контроля технического состояния устройств, заключающийся в том, что определяют зазоры в сопряжениях ряда кинематических пар, о т л и ч .а ю шийся тем, что, с целью получения более достоверной информации о техническом состоянии устройств, контролируют изменение мощности, затрачиваемой на привод отдельных кинематических пар и всего устройства в целом, замеряют перепад мощности на холостом ходу в ряде кинематических пар путем обхода по кинематическому контуру от последней кинематической пары к предыдущей и по полученным данным определяют величины зазоров.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Анилович В.Я. Основы надежности сельскохозяйственной техники, M., МИИСП, 1973.

2. Палов Б.В. Диагностика болезней машин, М., Колос -, 1971.

Редактор А.Мурадян

Заказ 7497/36

Составитель A.Âåðõîâñêèé

Техред Н.Бабуока Корректор Е Папп

Тираж 1089 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35> Раушская наб.z д.4 5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðoä, ул.Проектная,4