Способ сейсморазведки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О 1 C A H < < 641371
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИВЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Рвсяубпмк (6l> Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлеио01.06,77 (21) 2492496/18-25 с присоединением заявки № (23} Приоритет
Опубликовано05.01.79.Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 10.01.79 г (513 M. Ka
G 01 Ч 1/00
1 ащдаратааааы9 каиатет
СССР аа дааам азабрвтааай а открытка (53) УДК 550.83 (088.8) М. К. Попшков-, Ю. И. Ходычкин, В, В. Богданов, Г. В. Береза и С. А. Парсегов (72) Авторы изобретения
Всесоюзный научно-исспедоватепьский институт геофизических методов разведки (71) Заяв итель (54) СПОСОБ СЕЙСЯОРАЗВЕДКИ
Изобретение относится к сейсморазведке и может быть использовано в геопогораэведочных работах.
Известен способ сейсмической разведки Il), основанный на возбуждении упругих копебаний взрывами, регистра- 5 ции их сейсмоприемниками вдоль профиля или по площади наблюдений с последующей обработкой полученных сейсмограмм.
Однако для осуществления этого спо- 16 соба необходимо йроводить дорогостоящиее буровые и взрывные работы.
Известен способ сейсмической разведки (2), основанный на многоканапьной регистрации колебаний земной поверхности, возникающих при прохождении железнодорожных йоеэдов по одному и тому же участку пути. Этот способ регистрации отраженных волн от движушихся поездов сводится, в основном, к визуапьному выделению волн и привязки их к какому-либо отражающему гори.зонту. При атом движущийся источник рассматривается как единое цепое, а возбуждаемое им волновое попе, представпяюшее собой спожную многократно перекрытую волновую картину, не раздепяется на составляющие его апементы и не имеет достаточных временных привязок. Эти причины не поэвопяют с необходимой точностью и достоверностью рассматривать попученную информацию и попучать однозначные реэуньтаты.
11епьто изобретения явпяется повышение точности и достоверности набпюдения при одновременном уменьшении стоимости полевых работ.
Поставленная цель достигается тем, что регистрируют опорные колебания в
t местах наиболее интенсивного воздейст вия, например на стыках рельс, расчпеняют запись каждого канапа сейсмограм мы и запись опорных сигналов на зоны так, чтобы начало каждой соответствуюшей зоны совпадапо по времени, совме шают начала всех эон, суммируют .их
641371 с необходимыми сдвигами и полярностью, определяемыми временем прихода опорных сигналов, и, осуществляя корреляционные преобразования сумм опорного сигнала с суммарными канальными сигналами, получают результирующие сейсмограммы, по которым строят сейсмиче ск ие разрезы.
На чертеже схематически показано взаимное расположение основных элементов возбуждения и регистрации сейсмических колебаний при прохождении железнодорожного состава. Здесь изображены рельсы 1, движущиеся со скоростью платформы 2, колеса 3, сейсморазведочная станция 4, приемники 5 и 6 опорных сигналов, сейсмоприемники 7, график опорных сигналов 8, зарегистрированных у стыка рельс приемниками 5 и 6, Движущийся объект (железнодорожный состав) рассматривается как импульсный источник многократного действия, ao:.-буждаюший колебания в определенных точках. При этом создаваемое им волновое поле соответствует волновому полю, создаваемому виброударными источниками. Такое сравнение правомерно, поскольку накатывающаяся колесная пара создает практически импульсный удар на стыках рельс. В каждой точке возбуждается сложное волновое поле, вызванное последовательностью отдельных ударов. Для приведения такого поля к полю одиночного воздействия необходимо с большой точностью знать время и форму отдельных импульсных ударов.
Рассмотрим волновое поле, образующееся при прохождении железнодорожного состава, состоящего иэ четырехосных вагонов, через стык рельс. Отдельные воздействия следуют через разные интервалы, величина которых определчется расстоянием между соседними колесными парами (8<, 6 6>) и скоростью поезда (Ч ). При прохождении однотипных четырехосных вагонов можно выделить три промежутка времени между соседними воздействиями: С„ = -- -- время между воздействиями колесных пар, расположенных на одной тележке, С = — — время между воздействиями
8z
2 \( внутренних колесных пар одного вагона
< — — время между воздействиями
3 1 внешних колесных»ар двух соседних вагонов.
Причем Г повторяется дважды эа время следования одного вагона.
Периодичность возбуждения повторяется после прохождения каждого вагона. При такой последовательности воздействия волна, отраженная от какого-либо горизонта, прослеживается в течение: — время воздействия первой колесо ной пары; — время воздействия второй колес
1 ной пары; — время воздействия третьей колес2 ной пары.
Если отсчет времени вести от волны, возбужденной воздействием первой колесной пары, то ф, =2 Г +, + Ñ "-gC+C
4 1 2 3 5 < 2 3 1
Легко заметить, что после каждых четырех воздействий временная последовательность повторяется, причем период повторения равен: Т= т, = 2 ;„+ 62 +
Знание времени каждого воздеиствия позволяет расчленить всю запись на одинаковые зоны, каждая из которыхначинается от начала регистрации волн, возбужденных определенным воздействием, время которого известно и зарегистрировано., Зоны выделяют так, чтобы в них не наблюдалась периодичность воздействия.
Выделенные зоны могут быть совмещены по времени вступления регулярных волн и просуммированы, что позволит улучшить соотношение сигнал-помеха. Знание формы сигнала, возникающего в точке наибольшего воздействия движущегося объекта на грунт, дает возможность осуществить корреляционные способы выделения полезных сигналов, что повышает достоверность и качество результатов.
Кроме того, знание формы и времени
45 опорного сигнала позволяет Осуществить операции вычитания для подавления разрастания сигналов за счет периодичности в сигнале возбуждения и очищения записи от повторных вступлений волн.
Форму па изобретен ия
Способ сейсморазведки, основанный на регистрации упругих колебаний земной поверхности вдоль профиля или площади наблюдения, вызванных проходящими железнодорожными составами, с по641371
Составитель Э. Волконский
Редактор Н. Вирко ТехредН, Бабурка Корректор Л. Веселовская
Заказ 7505/40 Тираж 696 Подписное
LIHHl llll.l Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул. Проектная, 4 пучением сейсмограмм, о т л и ч а ю —. ш и и с я тем, что, с цепью повышения точности и достоверности наблюдений при одновременном удешевпении стоимости работ, регистрируют опорные колебания в местах наиболее интенсивного воздействия движущихся железнодорожных составов, например на стыке рельс, расчленяют запись каждого канала сейсмограммы и запись опорных сигналов на ! эоны так, чтобы начало каждой соответствующей зоны совпадало по времени совмещают начало всех зон, суммируют их со сдвигами и полярностью, опредепяемыми временем прихода опорных сигналов, и, осуществляя корреляционные преобразования сумм опорного сигнала с суммарными канальными сигналами, получают результирующие сейсмограммы, по которым строят сейсмические разрезы.
Источники информации, принятые во
lo внимание при экспертизе:
1, Справочник геофизики, т. IY
"Недра, М., 1866, с. 606-612.
2, Авторское свидетельство СССР
M 342151, кц. G 01 V 1/ОО, 1971.