Узел контактных колец электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
641594
Союз Советскмх
Социалистических
Республмк (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.02.78(21) 2 72060i2W07 с присоединением заявки № (51) М. Кл
Н 02 К 9t2S (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР оо делим изобретений н открытий
Опубликовано 05.01.79.Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 28.01.79 (53) УДК 621.313.. 7 1 3 (088. 8) A. П. Аксенов, Б. М. Левин и Б. И. Трусов
Всесоюзный научно-исследовательский и лроектно"
3 i Г конструкторский институт механизированного н., ручного строительно-монтажного инструмента, вибраторов и строительно-отделочных машин н Выборгскиве завод:
Электроинструмент"
{72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) УЗЕЛ КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к кольцевым токосъемникам электрических машин.
Известен узел контактных колец, в котором последние выполнены со спиральными каналами (l J.
Однако указанная конструкция не применима к контактным кольцам небольших машин, в частности преобразователей частоtbl.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является узел контактных колец электрической машины, содержащий втулку из изоляционного материала с равномерно расположенными на цилиндрической поверхности и образующими каналы для хладагента выступами (2), Недостаток такого узла за кл юч а ется в необходимости вентилятора для создания. осевого воздушного потока и в сложности системы охлаждения. Включение узла контактных колец в общую систему охлаждения электрической машины неизбежно ведет к попаданию угольной пыли на изоляцию и к снижению надежности машины.
Цель изобретения заключается в повышении надежности за счет улучшения охлаждения и упрощения устройства.
Указанная цель достигается тем, что противоположные концы выступов смещены в тангенциальном направлении с образованием спиральных каналов для хладагента.
На фнг. 1 приведен узел контактных колец электрической машины, общий вид; на фиг. 2 — внд А на фиг. l; на фиг. 3— разрез Б — Б фиг. 1.
Узел контактных колец содержит несущую втулку I из изоляционного материала, имеющую шпоночный паз 2 для крепления на валу электрической машины, а также контактные кольца 3, установленные на несущей втулке l. Несущая втулка l имеет каналы 4, образованные выступами 5, равномерно распределенными по окружности втулки l и имеющими противоположные концы, смЕщенные в тангенциальном направлении, благодаря чему каналы расположены по спирали.
Контактные кольца 3 укреплены на наружной поверхности 6 выступов 5 и имеют элементы для крепления к ним концов обмотки ротора электрической машины.
G41594
Форл1ула изобретения
Уиг. 2
Составитель Л. Карцева
Редактор В. Фельдман Техред О. Луговая Корректор Л. Небола
Заказ 7533/52 Тираж 856 Подписное
UHHHflH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 I 3035, Москва, )К-35, Раушская иаб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Г!роектная, 4
Узел контактных колец может быть установленн на валу электрической м аш и ны вне ее корпуса и закрыт перфорированной крышкой.
При работе электрической машины узел контактных колец вращается на валу ротора машины и взаимодействует с контактными щетками, прнжимаемыми к контактным кольцам 3.
При вращении токосъемника воздух, попадающий к несущей втулке 1, захватывается вращающимися выступами 5 в спиральные каналы 4, где возникает осевая составляющая скорости воздушного потока. При этом воздух движется по каналам 4, эффективно охлаждая контактные кольца и удаляя угольную пыль через окна 7 между контактными кольцами 3.
Применение данного узла контактных колец в машинном преобразователе частоты тока ИЭ 9405 обеспечивает повышение надежности благодаря улучшению эффективности охлаждения узла контактных колец при одновременном выводе его из общей системы охлаждения машины, в результате «его исключается попадание угольной пыли
»а изоляцию. Кроме того, упрощается система охлаждения токосъемника, не требующего вентилятора, который может быть размещен в машине в любом удобном месте, Узел контактных колец электрической машины, содержащий изоляционную цилиндрическую втулку с равномерно расположенными на цилиндрической поверхности и образующими каналы для хладагента выступами, на которых установлены кольца, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности за счет улучшения охлаждения и упрощения, противоположные концы выступов смещены в тангенциальном направлении с образованием спиральных каналов для хладагента.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент Швейцарии № 536570, кл. Н 02 К, 9/28, 1973.
2. Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. 2ЭИ, 1958, с. 200.