Способ установки кулачков на распределительном валу для двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических еееспубпии (и 642494 (6l) Дополнительное к авт, свил-ву (22) Заявлено 15.11.72 (21) 1846908/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. f(з
F 01 1 l/46
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений н отирмтнй
Опубликовано 15.01.79. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 15.01.79(53) УДК
621.43-33: 621.757 (72) Авторы изобретения
Иностранная фирма
"ФЕБ 1йвермащиненбау "Карл Либкнехт" (1 ДР) (?1) Заявитель (54) СПОСОБ УСТАНОВКИ КУЛАцКОВ НА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОМ
ВАЛУ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к области двигателестроения и, в частности к способам установки кулачков на распределительном валу.
Известны способы установки кулачков на распределительном валу для двигателя внутреннего сгорания, заключающиеся в том, что насаженные на вал кулачки размещают под заданным углом и закрепляют при помощи опрессовки, например гидравлическим или механическим приспособлением 111.
Однако известные способы не обеспечивают высокой точности сборки распределительного вала вследствии одновременной установки и закрепления всех кулачков.
Целью изобретения является повышение точности установки кулачков на валу.
Цель достигается тем, что каждый кулачок вь полняют с установочной маркировкой, например отверстттем, а вал последовательно новорачивают в положения, соответствующие моменту распределения одного из цилитщров двигателя, и в каждом из зтттх положений соответствуниций кулачок через маркировку соединяют с перестаиовочным элементом, при помощи которого поворачивают кулачок до заданной плоскости для последующего закрепления на валу.
На одном из торцов вала закрепляют многоугольньтй элемент с числом граней, соответствую5 щим числу цилиндров двигателя, накладывают последовательно на каждую грань пузырьковый уровень, по которому устанавливают вал в заданное положение, нли вал устанавливают в заданное положение по меткам, выполненным на маховике те двигателя, Кроме того, на перестяновочный элемент устанавливают пузырьковый уровень, по котот5 рому кулачок н элемент поворачивают до заданной плоскости, нли на перестановочном элементе выполняют рейку, которую прн повороте кулачка совмещают с соответствующей отметкой на корпусном элементе двигателя.
20 Сущность предложенного способа установки кулачков на распределительном валу для двигателя внутреннего сгорания поясняется чертежом, где изображено:
642494
На фиг. 1 изображен распределительнелй вал с многоугольным элементом и пузырьковым уров. нем; на фиг.2 — кулачок с перестановочным элементом; на фиг. 3 — распределительный вал, установленньй на двигателе и имееащий кулачок с перестановочным приспособлением; на фиг. 4— то же, другой вариант изготовленил.
Кулачок 1 газораспределеееия, размещенный на распределительном валу 2, выполняют с установочной маркировкой в виде отверстий 3, которые расположены с большой точностыа параллельно или под заданным углом относительно базовой rrrrocKoc TH — (горизонтальной) .С такими установочными маркировками выполняют все кулачки вала?, На одном из выступающих концов которого, как видно из фиг, 2 закрепллют многоугольный элемент 4, имееащий число граней 5, 6, 7, 8, 9 и 10, соответствуюецее числу цилиндров двигателл, и фиксируемый относительно вала 2 при геомощи штифта 11.
Отверстия 3 кулачка 1 предназначены длл соединееил штифтами перестановочного элемента 12, также имеющего точно в morrrreHHyro базовуеа поверхность 13, Предложенный способ установки кулачков на распределительном валу для двигателя внутреннего сгорания осуществляют следующим образомм.
Barr 2, снабженпьй многоугольным элементом и незакрепленными кулачками 1, устаHaBJIHBaIr3T На СбОРОЧНОМ СТЕНДЕ И ПОВОРаЧИВаЕат В положеепее, соответствующее верхней мертвой точке первого цилиндра. Как видно из фиг. 2 это положение соответствует размещению штифта 11 в верхней точке и установке грани 5 над ним.
Зачтем грань 5 поворачиваеат до тех пор, пока она
НЕ УСтаНОВЕПСЛ TorHIO В ГОРИЗОНтаЛЬНОй ПЛОСКОСти. Затем кулачок (или кулачки), осуществляющий pacrrpelJerreHIIe первого IIIIJ1HHIIpa соединяют с церестановочным элементом 12., для чего штифты последнего вводят в отверспея 3, На элемент 12 накладывают пузырьковый уровень 14 и поворачивают элемееет 12, вращая кулачок до тех Нор, пока базовая поверхность 13 не совместитсл с горизонтальной плоскостью. Такое положение кулачка 1 соответствует положению верхней мертвой точки в первом ееилиндре, Затем гидравлическим или механическим приспособлением K1 ëa÷oê первого цилиндра закрепляют на валу цри помощи опрессовки. После закрепления кулачка снимают перестановочпьй элемент 12 с кулачка 1.
После этого последОвательно поворачиВают распределительньй вал 2 в положение, когда одна из Оставценхся граней 6, 7, 8, 9 или 10 совместится с горизонтальной плоскостью. Каждая из этих граней соответствует расположению вала 2, соответственно верхней мертвой точке ошеого из цилиндров, и как было описано выше, устанавливают и закрепляют соответствующий кулачок или кулачки на валу 2.
Изображенный на фиг. 3 распределительный вал 2 установлен в блоке 15 цилиндров двигателя и имеет кулачок !6, управляющий впрыском топлива. Кулачок !6 имеет установочные маркиlO ровки в виде двух отверстий !7, которые точно выполняются в вертикальной плоскости. Иа блоке 15 цилиндров устанавливают планку 18, имеющую риски 19.
Установку кулачков 16 по фиг. 3 осуществляют следуюгцим образом.
Так как вал 2 установлен на двигателе и связан с его коленчатым валом, то последний вращают до совпадения метки, выполненной на маховике (вал и маховик на фиг. не изображены) и соответствуеащей верхней мертвой точке определенного цилшедра, с риской или какой либо другой отметкой, выполненной на блоке 15. Таким образом, вал 2 устанавливают в одно из положений, соответствующее верхней мертвой точке определенного цилиндра. Затем через отверстия 17 соединяеат кулачок 6, управляющий впрыском топлива в этот цилиндр, с перестановочным элементом 20, на котором выполнена риска 21, и вращают кулачок до совпадения риски 2! с одной из рисок 19 планки 18, обеспечивая точнуеа установку кулачка 16 на валу 2. В этом положении кулачок 16 закрепляют на валу 2. Таким же образом устанавливают осталь35 ные кулачки 16 соответствующих цилепедров.
В изображенном на фиг. 4 примере осуществления способа установки кулачка 16 распределительный вал 2 устанавливают в заданное полола жеееие также, как по фиг. 3, однако перестановочный элемент 22 выполнен с базовой поверхностью 23, на которую устанавливают пузырьковый уровень 14, с помощью которого поверхность 23 совмещецат с вертикальной плоскостью.
В этом положении элемент 22 точно устанавливает на валу 2 кулачок 16, которьй затем закрепляют.
Изображенный на фиг. 2 многоугольньй элемент 4 выполнен с шестью гранями и может О применяться для распределительных валов шестицилиеедровьех или П-образных двенадцатицилиндровых двигателей. Для двигателей с другим числом цеелиеедров многоугольный элемент должен выполняться в виде правильного многоугольника с числом граней, соответствующим числу цилиндров двигателя, Таким образом, предложенньй способ позволяет обеспечить точную установку кулачков на распределительном валу как на сборочном стенде, так и на самом двигателе, вследствие точной угловой уcTBHoBKH вала и кулачка на нем Ilo базовым поверхностям, имеющимся на двигателе и перестановочном элементе.
Формула изобретения
1. Способ установки кулачков на распределительном валу для двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что насаженные на вал кулачки размещают при помощи опрессовки, например гидравлическим или механическим приспособлением, отличающийся тем, что, с целью повышения точности установки, каждый кулачок выполняют с установочной маркировкой. например отверстием, а вал последователыго поворачивают в положения, соответствующие моменту распределения одного из ципшдров двигателя, и в каждом из этих положений соответствующий кулачок через маркировку соединяют с перестановочным элементом, при помощи которого поворачивают кулачок до заданной плоскости для последующего закрепления на валу.
2. Способ по п.1, о т лича ю гни и с я тем, что на одном нз торцов вала закрепляют много. угольный элемент с числом граней, соответствуюигим числу цилиндров двигателя, накладывают последовательно на каждую грань пузырьковый уровень, по которому устанавливают вал в заданное положение.
3. Способ по п.1, о тли чающий с я тем, что вал устанавливают в заданное положение но меткам, выполненным на маховике двигателя.
4. Способ по пп.1 — 3, отличающийся тем, что на перестановочный элемент устанавливают пузырьковый уровень, по которому кулачок и элемент поворачивают до заданной плоско сп .
5. Способ по пп.1-3, отличающийся тем, что на перестановочном элементе выполняют риску, которую при повороте кулачка совмещают с соответствующей отметкой на корпусном элементе двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1. Орлин A.Ñ. Двигатели внутреннего сгорания. Т2. "Конструкция и расчет" М., "Машгиз", 1965, с. 212-215, 7Ф 77