Способ сборки составного ротора турбогенератора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союэ Советских
Социалистических
Республик
642830 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 20. 10. 77 (21) 2531353/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет—
Опубликовано15.01.79.Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 18.01.79 г (51) М. Кл.
Н 02 К 15/02
Гасударственный иемнтет
СССР ао делам изоаретеиий и аткрытий (53) УДК 621.313. . 322-81 (088.8) Н. Н. Зорев, И. Н. Клауч, И. М. Малинин, П
И. А. Борисов, М. С. Ильин и Б. П. Григо (72) Авторы изобретения
Научно-производственное объединение по технологии машиностроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ СОСТАВНОГО РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА
Изобретение относится к технологии изготовления роторов крупных турбогенераторов и может быть использовано в элек rpo технической промышленности.
Известен способ сборки составных роторов, состоящий в посадке частей ротора на центральный стяжной резьбовой стержень, нагреве его, например, паром через центральное отверстие и навинчивании выполненных в виде гаек хвостовин ротора до предварительно рассчитанной величины упругой деформации )lj
Недостатком известного способа является то, что при сборке встречаются трудности, связанные с увеличением размера резьбы и посадочных диаметров стяжного стержня.
Известен также способ сборки составного ротора турбогенератора, основанный на соосном соединении средних и концевых секций ротора посредством центральной стяжки с внутренней полостью, включающий нагревание упомянутых элементов, навинчивание концевых соединений на стяжку и последующее охлаждение, причем во внутреннюю полость центральной стяжки вводят нагревательный элемент, например индукгор, посредст; ом которого нагревают среднюю sacra стяжки, 5 одновременно охлаждая ее концы, нагревают наружные поверхности концевых с кций, после чего средние и концевые секции стягивают друг с другом, навинчивая концевые секции на центральную стяжку (2) . Этот способ является наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению.
Однако при нагревании цен грального сгяжного стержня, который крепится в центральной секции посредством посадки с натягом, возникают большие термические напряжения, которые пр водят к появлению остаточных напряжений в сгяжном стержне и на внутренней поверхности центральной секции.
Белью изобретения является повышение надежности составного ротора турбогенератора.
642830
Это достигается тем, что вначале стяжной стержень закрепляют в блоке, состоящем из средних и одной концевой секции, а перед нагреванием стяжного стержни на выступающий конец его устанавливают технологическое резъемное
:кольцо, фиксируя его на свободной гориовой поверхности средней секции, затем соосно со стижным стержнем устанавливают технологический штифт и надевают на него другую концевую секцию, после чего снимают технологическое кольцо,в процессе нагревания окончательно закрепляют вторую концевую секцию и за15 тем удаляют технологический штифт.
На фиг. 1 показана установка стяжного стержня в блок секций; на фиг. 2— установка технологического разъемного кольца, технологического штифта и цен рирование второй концевой секции; на фиг. . 3 - установка второй концевой секции.
Способ сборки составного ротора состоит в следующем.
Концевую секцию 1 и средние секции
2 соединяют между собой в блок. Затем навинчивают стажной стержень 3. На выступавший его конец устанавливают техно« логическое резъемное кольцо 4, фиксируи его на свободной торцовой поверхности средней секции. Затем соосно со стяжным стержнем устанавливают. технологический штифт 5 и надевают на него концевую секцию 6, перемещая ее по стяжному стержню до касания с технологическим кольцом, при этом технологический штифт входит в отверстие концевой секции 6.
В дальнейшем центрирование стяжного стержня и концевой секции 6 осушествля ется с помощью технологического штифта. Затем снимают технологическое разъеi мное кольцо, производит нагрев кон» цевой секции 6 и стяжного стержня и окончательное соединение концевой секции 6 со стяжным стержнем с обеспечением необходимого усилия сжатия. После остывания составного ротора технологический штифт удаляют, например, с помощью тяги 7.
Предлагаемый способ позволяет повысить надежность составного ротора за счет снижения уровни остаточных напряжений в стяжном стержне и на внутренней поверхности центральной секции. формул а изобретения
Способ сборки составного porooa турбогенератора, согласио которому соединяют средние и концевые секции посредством стяжного стержни и нагревают его, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, вначале стяжкой стержень закрепляют в блоке, состоящем из средних и одной концевой секции, а перед нагреванием сгяжного стержни на выступающий конец его устанавливают технологическое разъемное кольцо, фиксируя его на свободной торцовой поверхности средней секции, затем соосно со стяжным стержнем устанавливают 1. ехиологический штифт и надевают на него другую концевую, секцию, после чего снимают технологическое кольцо, в процессе нагревания окончательно закрепляют вторую. концевую секцию и затем удаляют технологический штифт.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Видеман Е.и Келленбергер В- Конструкции электрических машин, Ленинградское отделение изд. Энергия", 1972, с. 262-263.
2. Авторское свидетельство СССР
М 5ОО953, кл. Н 02 К 15/02, 1976.
Составитель Н. Кухарева
Редактор Т. Юрчикова Техред Э. Чужик Корректор Л. Небола
Заказ 7778/53 Тираж 856 :Подписное
UHHHfIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4