Патент 64385

Планетарный редуктор для винтов самолетов

 

Класс б2с, 12„

СС CP р

ОПйСЛНИ К"-::ÎÜPEТКнИя

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрироапно в Бюро изобфете рпгЕпсдя@ьа СЖ„ -о ! J

1 . (t

1 ь." - / . J l g

Г. А. Тиняков

Планетарный редуктор для винтов самолетов

Заявлено 12 апреля 1943 года в Наркомавиапром за М 8955 (321026) Опубликовано 28 февраля 1945 года

Уже известны планетарные редукторы для, винтов самолетов, заключающие в себе солнечное колесо, поводок с сателлитами и колесо с венцом внутреннего зацепления.

Для изменения направления вращения винтов самолетов подобные редукторы могут быть, однако, использованы лишь при их снабжении реверсивными механизмами, значительно усложняющими, утяжеляющимн и удорожающими всю конструкцию редуктора.

Предлагаемый планетарный редуктор позволяет легко устанавливать требуемое направление вращения связанного с ним винта и имеет ту особенность, что для возможности вращения в разные стороны двух винтов самолета отдельными вращающимися в одну сторону двигателями через посредство одинаковых комплектов колес, втулки обоих колес и поводка сателлитов насажены с возможностью их перестановки на три из четырех ступиц, две из которых монтированы неподвижно, а две другие ступицы насажены соответственно на коленчатый вал и вал винта.

На чертеже фиг. 1 изображает схематически вид сбоку примерной формы выполнения планетарного редуктора с расположением элементов редуктора для сообщения валу винта вращения в одном направлении, фиг. 2 †схематическ вид сбоку редуктора по фиг. 1, но с расположением его элементов для сообщения валу винта вращения в другом направлении, чем по фиг. 1, фиг. 3 — поперечный разрез детали редуктора по фиг. 1 — 2, а фиг. 4--продольный разрез детали по фиг. 3.

Редуктор позволяет без переделки, т. е. без добавления какихлибо деталей, при помоши обычного, применяемого при эксплоатации инструмента, в течение небольшого промежутка времени, по желанию, получить правое или левое направление вращения вала винта.

Применение в практике редуктора позволяет иметь двух- и многомоторные самолеты с полностью компенсированными реактивным и гироскопическим моментами винтов, обладающих отличными летными качествами, без усложнения их эксплоатации (в смысле необходимости иметь на складах запасные моторы разного направления вращения).

В основу редуктора положен обычный планетарный редуктор

¹ 64385 с цилиндрическими шестернями, схематически изображенный на фиг. 1. Колесо А с венцом внутреннего зацепления закреплено на коленчатом валу (К, В.) двигателя.

Поводок В сателлитов В закреплен на валу винта (В. В.). Солнечное колесо С неподвижно и соединено с носком картера двигателя. Сателлиты D входят в зацепление с оооими колесами А и С. При вращении коленчатого вала по часовой стрелке, колесо А катит по солнечному колесу С сателлиты D, увлекающие за собой вал винта, который вращается также по часовой стрелке, Для изменения направления вращения вала винта в противоположную сторону схему редуктора следует изменить так, как показано на фиг. 2. Колесо А с венцом внутреннего зацепления закреплено на валу винта, поводок В сателлитов D закреплен к картеру мотора (застопорен), а солнечное колесо С соединено с коленчатым валом двигателя. Сателлиты D, как и в схеме по фиг. 1, входят в зацепление с обоими колесами А и С.

При вращении коленчатого вала по часовой стрелке, колесо С будет вращать сателлиты D, a, следовательно, и колесо А, против часовой стрелки, причем винт будет вращаться также против часовой стрелки, т. е. будет иметь место полное реверсирование.

Но реверсивный редуктор, при перемене направления вращения, не должен изменять своего передаточного числа, т. е. должен сохранять число оборотов винта при правом и левом направлении вращения. Графически или аналитически легко можно доказать, что неизменное число оборотов для обоих направлений вращения имеет место в том случае, когда число зубцов солнечного колеса С состав. ляет 61,8% от числа зубцов колеса А с венцом внутреннего зацепления.

Для возможности перестановки втулок колес А,С и поводка В сателлитов D применены четыре ступицы 1 — 4 одного диаметра, снабженные по внешчему контуру системой шлицов (40 — 60 штук). Ступица 1 закреплена на картере двигателя, ступица 2 — на конце коленчатого вала (К, B,), ступица 3 — на конце вала винта (В. В.) и ступица

4 на носке картера мотора.

Колесо А с венцом внутреннего зацепления„ солнечное колесо С с венцом внешнего зацепления и поводок В сателлитов D во втулках имеют внутренние шлицы, соответствующие шлицам на ступицах 1 — 4.

Таким образом любое из колес

А С и поводок В сателлитов D могут быть надеты поодиночке на любую из ступиц 1 — 4 для осуществления реверсирования редуктора, Для работы редуктора по схеме фиг. 1 колесо А надевается на ступицу 2, поводок  — на ступицу 3 и колесо С вЂ” на ступицу 4. Для работы редуктора по схеме фиг. 2, поводок В сателлитов D надевается на ступицу 1, колесо С вЂ” на ступицу 2 и колесо А — на ступицу 3

Для надежного и простого закрепления колес и поводка сателлитов на ступицах применен замок, показанный на фиг. 3 — 4. Шлицы каждой из ступиц 1 — 4 по середине длины пересечены кольцевой канавкой:, втулки колес и поводка сателлитов также снабжеиы внутренней кольцевой канавкой. В канавке каждой из втулок помещена тонкая стальная проволока 5 в виде незамкнутого кольца, концы которого з..закреплены на двух гайках

6 — 7. Гайки сидят на винте 8, находящемся во втулке колеса или поводка сателлитов и имеющем две винтовые резьбы — правую и левую.

При вращении винта8 в одну сторону гайки б — 7 расходятся и раздвигают проволочное кольцо, увеличивая его диаметр. Проволока 5 при этом уходит полностью в канавку втулки и колесо или поводок легко могут быть сняты со ступицы.

При вращении винта 8 в другую сторону гайки 6 — 7 сходятся, стягивают концы проволоки 5, уменьшая диаметр проволочного кольца, причем оно плотно входит в кольцевую канавку ступицы. Колесо

¹ 64385 или поводок уже не могут быть сняты со ступицы, так как этому препятствует проволочное кольцо.

Винт 8, передвигающий гайки

6 — 7 замка, приводится во вращение от руки, при помощи самоконтрящегося барабана 9, помещенного в соответствующее гнездо вт,-л к и.

Предмет изобретения

Планетарный редуктор для винтов самолетов, заключающий в себе солнечное колесо, поводок сателлитов и колесо с венцом внутреннего зацепления, о т л и ч а юшийся тем, что для возможности вращения в разные стороны двух винтов отдельными вращающимися в одну сторону двигателями через посредство одиíаvoвых комплектов колес, втулки обоих колес Л и С и поводка В сателлитов насажены с возможностью их перестановки или на ступицы 1, 2, 3, пли на ступицы 2, 3, 4, из которых ступицы 1 и 4 монтированы неподвижно, а ступицы 2 и 3 насажены соответственно на коленчатый вал и вал винта. № б4385

Фиг. 3

Отв. редактор Д. А, Михайлов

Техн. редактор М. В, Смольякова

Л123597 Подписано и печати 16/VII 1946 r. Тираж 500 экз, Цена 65 коп. Зак. 202

Типогпафия Го" планиздата, им, Воровского, Калуга