Устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (643955
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистимеских
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительйое к авт. свид-ву (22) Заявлено01.02. 77 (21) 2451129/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано25,01.79.Бюллетень № 3
Дата опубликования описания28.01.79 г (51) M. Кл.
G 09 В 9/00
Государственный комитет ссср па делам нзааретеннй и OTKpblTNH (53) УДК681.3. .071 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. В. Друзь и В. Д. Барановский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ
РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для тренировки операторов, и может быть использовано в различных отраслях промышленности при обучении опера- торов отысканию неисправностей аппаратуры.
Известно устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры, содержащее тренажер, выполненный в виде модулей, датчики неисправностей и наличия модулей, блок памяти, счетчики, блок управления, блок оценки, пульт тренера и времязадающий блок (1.) . .Известное устройство позволяет отрабатывать навыки оператора по отысканию неисправных модулей. При этом оператор заменяет в процессе поиска предполагаемые неисправные модули на заведомо исправные.
Однако в известном устройстве оценка навыков оператора по поиску неисправностей производится по числу замененных им в процессе поиска фактически исправных и неисправных модулей без учета того, охватываются указанные модули функциональными признаков неисправности или нет, при этом оценка знаний оператора снижается при замене исправных модулей на исправные. Указанный критерий оценки в известном устройстве не учитывает конструктивное решение функциональных узлов аппаратуры как в одном, так и в нескольких модулях, и вследствие этого не учитывает возможность охвата совокупности исправных и неисправных модулей одним функциональным признаком неисправности. Это препятствует ycto воению оператором взаимосвязи между функциональными узлами аппаратуры и их конструктивным исполнением, затрудняет поиск неисправностей и снижает эффективность обучения оператора. Кроме того, известное устройство достаточно сложно из-за содержащихся в нем динамических элементов-счетчиков, блока управления счетчиками.
Наиболее близким .техническим решением к предлагаемому изобретению является уст20 ройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры, содержащее пульт преподавателя, соединенный с блоком оценки-, блоком задания времени и пультом оператора, и блок задания программы (2).
Однако данное устройство имеет ограни- чаемому оператору, запускает времязадаюченйую точность контроля деятельности one- щий блок 7 и подает сигнал разрешения на ратора, что снижает эффективность его "e тренажер 1 с йульта 5. Времязадающий блок пользования.
Цель изобретения — повышение точности 5 обучения.
Указанная цель достигается тем, что устройство содержит регистр контроля, элементы И, ИЛИ и задержки, причем выходы регистра контроля подключены непосредственно к блоку оценки, через первые элементы задержки — к первым входам первых элементов И и через вторые элементы задержки — к первым входам вторых и третьих элементов И, вторые входы первых и вторых элементов И соединены с выходами сигналов ответов пульта оператора, вторые входы третьих элементов И соединены с блоком задания программы, подключенным к выходам кодирования неисправностей пульта оператора, нулевые входы регистра контроля соединены с выходами первых элементов И, единичные входы регистра контроля подключены через элементы ИЛИ к соответст вующим выходам вторых и третьих элементов И.
7 отсчитывает контрольное время поиска неисправности, учитываемое при оценке действий оператора. По сигналу разреп ения с датчика 3 неисправного модуля выдается сигнал на соответствующий вход программного блока 8. При возбуждении данного входа блок 8 выдает программу поиска введенной неисправйости в виде импульсов на выходах, сббтветствующих модулям зоны поиска неисправности. Эти импульсы с указанных выходов блока 8 через соответствующие элементы 14 и 15 поступают на единичные входы регистра контроля 9. При этом в регистре 9 устанавливается программа поиска введенной тренером неисправности, соответствующая модулям, которые оператор должен заменить в процессе поиска этой неисправности. С единичных выходов регистра 9 высокие потенциалы через элементы задержки 10 подаются на первые входы соответствующих элементов И 11, причем соответствующие им элементы И 13 и 14 закрываются низкими потенциалами нулевых выходов регистра 9, в него единицу.
Аналогично, если оператор не заменит модуль, входящий в зону поиска, то соответствующий ему триггер регистра контроля 9 остается в единичном состоянии.
Устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры схематически изображено на чертеже. Оно содержит пульт
1 оператора, состояший из сменных модулей 2, подключенных к датчикам 3 кодирования неисправностей и датчикам 4 ввода ответов, пульт 5 преподавателя, соединенный с блоком 6 оценки, блоком 7 задания времени и пультом 1 оператора, и блок 8 задания программы, регистр контроля 9, выходы которого подключены непосредственно к блоку оценки 6, через первые элементы задержки 10 — к первым входам первых элементов И 11 и через вторые элементы задержки 12 — к первым входам вторых 13 и третьих 14, элементов И, вторые входы первых 11 и вторых 13 элементов И соединены с выходами соответствующих датчиков ввода ответов 4, вторые входы третьих элементов И 14 соединены с блоком задания программы 8, подключенным к датчикам 3 кодирования неисправностей, нулевые входы регистра контроля 9 соединены с выходами первых элементов И 11, единичные входы регистра контроля 9 подключены через элементы ИЛИ 15 к соответствующим выходам вторых 13 и третьих 14 элементов И.
Устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры работает следующим образом. Перед началом работы тренер вводит в устройство неисправности, включает устройство и обнуляет с пульта 5 регистр контроля 9, высокие потенциалы с йулевых выходов которого через элементы задержки 12 подаются на первые входы элементов И 13 и 14, подготавливая их к открыванию. Далее тренер выдает задание обу
В процессе выполнения задания на тренажере 1 оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, введенной тренером, например, по функциональной индикации тренажера, и определяет совокупность модулей, которые необходимо заменить для устранения этой неисправности.
При замене модуля (его изъятии из тренажера), соответствующего зоне поиска, его з датчик 4 формирует сигнал, который поступает на входы соответствующего закрытого элемента 13 и подготовленного к открыванию элемента 11. Последний открывается и сбрасывает соответствующий триггер регистра 9 в нуль. Таким образом; если оператор пра4О вильно определяет совокупность модулей зоны поиска неисправности и заменяет их, то все триггеры регистра контроля 9 будут находиться в нулевом состоянии. С нулевых выходов регистра 9 высокие потенциалы по45 ступают в блок оценки 6. Если оператор заменит модуль, не входящий в зону поиска неисправности, то в этом случае сигнал с его датчика 4 поступит на вход элемента
И 11, закрытого низким потенциалом с единичного выхода соответствующего триггера
50 регистра 9, и на вход элемента И 13, подготовленного к открыванию. Последний открывается," и сигнал с его выхода через соответствующий элемент ИЛИ 15 поступает на единичный вход регистра 9 и записывает
643955
Формула изобретения ц}}}4ИПИ Заказ 803} 48 Тираж }74 Подписное
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Таким образом, при ошибочных действиях оператора состояние разрядов регистра контроля 9 будет отлично от нулевого.
Состояние разрядов рег}1стра контроля 9 контролируется блоком оценки 6, который с учетом времени поиска неисправности от блока 7 вырабатывает оценку действиям оператора. Сигналы оценки выдаются с блока оценки 6 на пульт тренера 5. Время задержки элементов 10 и 12 превышает длитель- 1О ность импульсов на выходах программного блока 8, что обеспечивает устойчивую работу устройства.
Выполнение устройства для обучения операторов указанным образом выгодно отличает заявленное устройство от аналогичных, известных ранее, так как это позволяет отрабатывать навыки оператора по отысканию неисправных модулей по функциональным признакам неисправностей, научить оператора определять зону поиска неисправности, определяемую ее функциональным признакам, способствует усвоению оператором взаимосвязи между функциональными узлами и их конструктивным исполнением, т.е. повышает эффективность обучения операто- 2о ра; упрощает схему и конструкцию устройства, так как позволяет отказаться от динамических элементов (счетчиков); благодаря простоте устройства повышается его надежность и удобство в обслуживании по сравнению с известными, что является очень важным для обучающих устройств.
Устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры, содержащее пульт преподавателя, соединенный с блоком оценки, блоком задания времени и пультом оператора, и блок задания программы, отличающееся тем, что, с целью повышения точности обучения, оно содержйт регистр контроля, элементы И, ИЛИ и задержки, причем выходы регистра контроля подключены непосредственно к блоку оценки, через первые элементы задержки — к первым входам первых элементов И и через вторые элементы задержки — к первым входам вторых и третьих элементов И, вторые входы первых и вторых элементов И соединены с выходами сигналов ответов пульта оператора, вторые входы третьих элементов И соединены с блоком задания программы, подключенным к выходам кодирования неисправностей пульта оператора, нулевые входы регистра контроля соединены с выходами первых элементов И, единичные входы регистра контроля подключены через элементы ИЛИ к соответствующим выходам вторых и третьих элементов И.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 407382, кл. G 09 В 9/00, 1973.
2. Заявка № 1938708/24, кл. G 09 В 9/00, 1973, по которой принято положительное решение о выдаче авторского свидетельства.