Смазка для холодной обработки металлов давлением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

O П И С А Н И Е (ii)6448I2

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.06.76 (21) 2388242/23-04 (5.1) М Кл С ЬО M i1/2О

С 10М j/46

С 10М 1/48 с присоединением заявки ¹â€”

Государстввиивй комитет (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.01.79. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 16.02.79 (53) УД К, 621.892:62.1. .7.Я6.3 (.088.8) ио делам иаобретекий и открытий (72) Авторы изобретения

Н. И. Осейко, А. А. Петровский, Л. H. Стерхова, Г. Ф. Терехова и С, Г. Шафранова (71) Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт черной металлурги им. И. П. Бардина (54) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ

МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ

1 2

Изобретение опносится к металлургической промышленности, в част ности к смазочным материалам для процесса холодной прокатки полос и лент сталей,и сплавов, а также ы для других процессов обработки металлов давлением.

Известны смазки для прокатки сталей и сплавов, представляющие собой минеральные масла различной вязкости (1).

Однако чистые минеральные масла, пр именяемые при прокатке на м ноговалковых станах, обладают недостаточными смазочными свойствами, склонны к быстрому окислению п ри длительной циркуляции в системе стана, не обеспечивают необходимой отделки поверхности, отрицательно влияют на работу фильтрующ их элементов, имеют IHp.достаточные антизадирные и противоиз носные свойства, что приводит к повышенному износу дорогостоящих дефицитных прецизионных опорных подшипников и,валков стана.

Применение же в качестве смазок мтвнеральных масел с повышенной вязкостью, хотя и привод ит к,некоторому увеличению стойкости указанных выше деталей стана, но цри этом снижается производительность процесса прокатки, ухудшается отделка поверхности прокатываемого металла и резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия труда.

Прокапные масла с различными присадками применяются на обычных станах, а поэтому они,непригодны для прокатки металла на многовалковых станах.

Известна смазка для холодной обработки металлов давлением на основе минерального масла с добавлением диалкилдитиофосфата цинка (2).

Однако известная смазка не обеспечивает требуемого качества обрабатываемой поверхности, так как происходит быстрое схватывание металла с инструментом и повышенное дымообразование при трении, что обусловливает недостаточную отделку поверхности по шероховатости.

Целью дан ного изобретения является разработка смазки для 20-валковых станов, 0 которая обладала бы необходимым комплексом смазочных и технологических свойств, обеспечивающих требуемое качество обрабатываемой поверх ности, в том числе хорошей охлаждающей способностью, максимальной термоокислительной стабильностью и стойкостью против старения, хорошей фильтруемостью через фильтры различного типа без,изменения свойств, обеспечивающей эксплуатационную стойкость зо подшипников и других деталей стана, высо644812

% вес.:

0,5 — 3

0,5 — 10

0,5 — 10

0,2 — 1 до 100

Таблица 1

Содержание компонентов в образцак СОТС, вес. %

Компоненты

О

0,5

0,5

0,5

l,5

0,6

0.2

0.5 до !00 до 100 до 100

Турбинное масло до 100 кую отделку поверх ности лент и полос, отвечающую санитарно-гигиеническим требояан.иям.

Поставленная цель достигается тем, что смазка на основе минерального масла и диалкилдитиофосфата цинка дополнительно содержит трансизомеризованное рафиниролаяное растительное масло, трибутиловый эфир фосфорной кислоты и 4-метил- 2,6-дитрет-б утил фенол.

Состав смазками (СОТС), Диалкилдитиофосфат цинка

Тр ансизомеризова нное рафинированное растительное масло

Т!рибутиловый эфир .фосфорной кислоты

4 Метил-2,6-ди-третбутилфенол

Минеральное масло

В да нный СОТС трансизомеризованное рафинирова кное растительное масло введе-!

Трансизомеризованпое рафинированное кориандровое масло

Трибутиловый эфир фосфорной кислоты

Цинковая соль диалкилдитиофосфата

4-Метил-2,6-ди-трет-бутилфенол

BeëîñHò

Трансформаторное масло

Смесь масел: велосит, трансформаторное, турбинное (1: 1: 1) В табл. 2 представлены данные по физико-химическим свойствам, предложенных образцов (1 — 4) и известных (5, 6). Образец 5 приготовлен,на масле велосит с доно для обеспечения оптимальных условий трения между,прокатываемой полосой и рабочим и валками, между приводными и холостьгми опорными валками; трибутиловый эфир фосфорной кислоты способствует улучшению отделки поверхности прокатываемого металла; цинковая соль дитиофосфорной кислоты (присадка ЦДДФ) обеспечивает противозадлрные, противоизносные, а нтиl0 коррозионные свойства; 4-метил-2,6-ул-третбутилфенол обеспечивает термоокислительную .стабильность состава в процессе длительной эксплуатации.,В качестве минерального масла может быть использовано

15 масло с вязкостью 3 — 22 еСт при 50 С, которое обеспечивает необходимые вязкостные свойства, охлаждающую способность, фильтруемость в системе циркуляции и регенерации СОТС.

При приготовлении СОТС в базовое м асло при темпер а туре 50 — 80 С и постоя ином перемешивании вводят вышеуказанные компоненты в вышеуказанной очередности.

Состав образцов СОТС приведен в табл. 1. бавл|ением 3% вес. ЦДДФ, образец 6 — на трансформаторном масле с добавлением

1,5%:вес. ЦДДФ.

644812

Таблица 2

Образцы СОТС

Характеристика

3,7

21,1

4,8

7,2

181

123!

129

159

140

0,7

1,3

0,2

0,1

Кислотное число, нг КОН/г

0,5

Отсутствует

Отсутс-.ву от

Отсутствуют

82 1!9 7!

8,6

6,9

11,6

100

100

Таблица 3

Образцы СОТС

Характеристика

23

26

Момент трения, кгс м

98

80

66

70!

75

92

5,40

3,45

3,30

4,15

5 10

4,40

246, 235

148

228

185

192

Вязкость кинематическая при 50 С, сСт

Температура вспышки в открытом тигле, С

Коррозия пластин стали 40 через 3 ч

Содержание механических примесей, %

Содержание водорастворимых кислот и щелочей, 0

Скорость фильтрации прп температуре 38 С, л|мин . иа

Светопропускание фильтрата, %

Были проведены сравнительные испытания образцов СОТС на машине трения

МИ-1 М (ролик из стали 9Х, закаленный, HRC 62, колодочка Х18Н10Т, температура

СОТС в начале опыта 18 — 22 С) и на стенТемпература масла после испытания, ОС

Время начала схватывания, иин.

Время нормальной работы подшипника, ч

Терническая стойкость по методу дифференциально-термического анализа (температура начала разложения), С

Как видно, по смазочным свойствам предлагаемые образцы смазок превосходят известные.

Были проведены также испытания об-! разцов смазок на ота не 180/370 Х400! оо !оо !оо !оа де комплексного испытания подшипников (подшипник 406203 Е, число оборотов 1440 в л!ин., нагрузка 1400 кг). Данные представлены в табл. 3.

ЦНИИЧМ при прокатке лезвийной ленты из стали 6Х13. Условия прокатки: исходная лента отожженна я, травленая, толщиной

0,3 лл, установка валков постоянная, ше1О роховатость поверхности валков класса 10.

Данные представлены в табл. 4.

644812

Таблица 4

Суммарная вытяжка по проходам

Шероховатость поверхности лент Р„ лк,н

Козффнцнент трения

Образцы С0ТС .,22

1,26

1,12

0,080

0,17

0,20

1,28

1,25

1, l2

0,077

1,38

1,33

0,066

0,24

1 14

1,23

1,30

0,069

0,21

1,06

1,16

1,21

0,085

0,36

1,25

1,20

1,09

0,083

0,39

Примечание. Исходная шероховатость поверхности лент класса 8, /,= 0,55 якм.

0,5 — 3

0,5 — 10

0,5 — 10

0,2 — 1 до 100

Составитель Е. Пономарева

Редактор В. Минасбекова Техред С. Антипенко Корректор С. Файн

Заказ 1143/39 Ирд. ¹ 116 Тираж 620 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Полученные результаты свидетельствуют о высоких смазочных, экра пирующих и технологических свойствах предложенной смазки, обеспечивающей высокое качество обра батываемой поверхности.

Таким образом, применение предлагаемой смазки позволило обеспечить производство полос и лент из различных сталей и сплавов с высоким качеством отделки по10 верхности, увеличить производительность многовалковых станов, повысить эксплуатацион ную стойкость, прецизионных до рогостоящих дефицитных опорных подшипников и валков станов, увеличить срок эксплуатации СОТС, а также улучшить санитарно-гигиенические условия труда работающих и охрану окружающей среды.

Формула изобретения !

Смазка для холодной обработки металлов давлением на основе минерального масла и диалкилдитиофосфата цинка, отл и- 25 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения качества обрабатываемой поверхности, смазка дополнительно содержит трансизомеризованное рафинированное растительное масло, трибутиловый эфир фосфорной кислоты и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол при следующем содержании компонентов, % вес:

Диалкилдитиофосфат цинка

Трансизомеризованное рифинированное растительное масло

Tlp ибутиловый эфир фосфорной кислоты

4-Метил-2,6-ди-третбутилфенол

Минеральное масло

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Грудев А. П., Тилик В. Т. Технологические смазки в прокатном производстве.

М., «Металлургия», 1975, 103 — 143.

2. А втopcкое,свидетельство СССР № 217578, кл. С 10 М 1/46, 1965 (прототип).