Смазка для холодной обработки металлов давлением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
O П И С А Н И Е (ii)6448I2
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.06.76 (21) 2388242/23-04 (5.1) М Кл С ЬО M i1/2О
С 10М j/46
С 10М 1/48 с присоединением заявки ¹â€”
Государстввиивй комитет (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.01.79. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 16.02.79 (53) УД К, 621.892:62.1. .7.Я6.3 (.088.8) ио делам иаобретекий и открытий (72) Авторы изобретения
Н. И. Осейко, А. А. Петровский, Л. H. Стерхова, Г. Ф. Терехова и С, Г. Шафранова (71) Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт черной металлурги им. И. П. Бардина (54) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ
МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ
1 2
Изобретение опносится к металлургической промышленности, в част ности к смазочным материалам для процесса холодной прокатки полос и лент сталей,и сплавов, а также ы для других процессов обработки металлов давлением.
Известны смазки для прокатки сталей и сплавов, представляющие собой минеральные масла различной вязкости (1).
Однако чистые минеральные масла, пр именяемые при прокатке на м ноговалковых станах, обладают недостаточными смазочными свойствами, склонны к быстрому окислению п ри длительной циркуляции в системе стана, не обеспечивают необходимой отделки поверхности, отрицательно влияют на работу фильтрующ их элементов, имеют IHp.достаточные антизадирные и противоиз носные свойства, что приводит к повышенному износу дорогостоящих дефицитных прецизионных опорных подшипников и,валков стана.
Применение же в качестве смазок мтвнеральных масел с повышенной вязкостью, хотя и привод ит к,некоторому увеличению стойкости указанных выше деталей стана, но цри этом снижается производительность процесса прокатки, ухудшается отделка поверхности прокатываемого металла и резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия труда.
Прокапные масла с различными присадками применяются на обычных станах, а поэтому они,непригодны для прокатки металла на многовалковых станах.
Известна смазка для холодной обработки металлов давлением на основе минерального масла с добавлением диалкилдитиофосфата цинка (2).
Однако известная смазка не обеспечивает требуемого качества обрабатываемой поверхности, так как происходит быстрое схватывание металла с инструментом и повышенное дымообразование при трении, что обусловливает недостаточную отделку поверхности по шероховатости.
Целью дан ного изобретения является разработка смазки для 20-валковых станов, 0 которая обладала бы необходимым комплексом смазочных и технологических свойств, обеспечивающих требуемое качество обрабатываемой поверх ности, в том числе хорошей охлаждающей способностью, максимальной термоокислительной стабильностью и стойкостью против старения, хорошей фильтруемостью через фильтры различного типа без,изменения свойств, обеспечивающей эксплуатационную стойкость зо подшипников и других деталей стана, высо644812
% вес.:
0,5 — 3
0,5 — 10
0,5 — 10
0,2 — 1 до 100
Таблица 1
Содержание компонентов в образцак СОТС, вес. %
Компоненты
О
0,5
0,5
0,5
l,5
0,6
0.2
0.5 до !00 до 100 до 100
Турбинное масло до 100 кую отделку поверх ности лент и полос, отвечающую санитарно-гигиеническим требояан.иям.
Поставленная цель достигается тем, что смазка на основе минерального масла и диалкилдитиофосфата цинка дополнительно содержит трансизомеризованное рафиниролаяное растительное масло, трибутиловый эфир фосфорной кислоты и 4-метил- 2,6-дитрет-б утил фенол.
Состав смазками (СОТС), Диалкилдитиофосфат цинка
Тр ансизомеризова нное рафинированное растительное масло
Т!рибутиловый эфир .фосфорной кислоты
4 Метил-2,6-ди-третбутилфенол
Минеральное масло
В да нный СОТС трансизомеризованное рафинирова кное растительное масло введе-!
Трансизомеризованпое рафинированное кориандровое масло
Трибутиловый эфир фосфорной кислоты
Цинковая соль диалкилдитиофосфата
4-Метил-2,6-ди-трет-бутилфенол
BeëîñHò
Трансформаторное масло
Смесь масел: велосит, трансформаторное, турбинное (1: 1: 1) В табл. 2 представлены данные по физико-химическим свойствам, предложенных образцов (1 — 4) и известных (5, 6). Образец 5 приготовлен,на масле велосит с доно для обеспечения оптимальных условий трения между,прокатываемой полосой и рабочим и валками, между приводными и холостьгми опорными валками; трибутиловый эфир фосфорной кислоты способствует улучшению отделки поверхности прокатываемого металла; цинковая соль дитиофосфорной кислоты (присадка ЦДДФ) обеспечивает противозадлрные, противоизносные, а нтиl0 коррозионные свойства; 4-метил-2,6-ул-третбутилфенол обеспечивает термоокислительную .стабильность состава в процессе длительной эксплуатации.,В качестве минерального масла может быть использовано
15 масло с вязкостью 3 — 22 еСт при 50 С, которое обеспечивает необходимые вязкостные свойства, охлаждающую способность, фильтруемость в системе циркуляции и регенерации СОТС.
При приготовлении СОТС в базовое м асло при темпер а туре 50 — 80 С и постоя ином перемешивании вводят вышеуказанные компоненты в вышеуказанной очередности.
Состав образцов СОТС приведен в табл. 1. бавл|ением 3% вес. ЦДДФ, образец 6 — на трансформаторном масле с добавлением
1,5%:вес. ЦДДФ.
644812
Таблица 2
Образцы СОТС
Характеристика
3,7
21,1
4,8
7,2
181
123!
129
159
140
0,7
1,3
0,2
0,1
Кислотное число, нг КОН/г
0,5
Отсутствует
Отсутс-.ву от
Отсутствуют
82 1!9 7!
8,6
6,9
11,6
100
100
Таблица 3
Образцы СОТС
Характеристика
23
26
Момент трения, кгс м
98
80
66
70!
75
92
5,40
3,45
3,30
4,15
5 10
4,40
246, 235
148
228
185
192
Вязкость кинематическая при 50 С, сСт
Температура вспышки в открытом тигле, С
Коррозия пластин стали 40 через 3 ч
Содержание механических примесей, %
Содержание водорастворимых кислот и щелочей, 0
Скорость фильтрации прп температуре 38 С, л|мин . иа
Светопропускание фильтрата, %
Были проведены сравнительные испытания образцов СОТС на машине трения
МИ-1 М (ролик из стали 9Х, закаленный, HRC 62, колодочка Х18Н10Т, температура
СОТС в начале опыта 18 — 22 С) и на стенТемпература масла после испытания, ОС
Время начала схватывания, иин.
Время нормальной работы подшипника, ч
Терническая стойкость по методу дифференциально-термического анализа (температура начала разложения), С
Как видно, по смазочным свойствам предлагаемые образцы смазок превосходят известные.
Были проведены также испытания об-! разцов смазок на ота не 180/370 Х400! оо !оо !оо !оа де комплексного испытания подшипников (подшипник 406203 Е, число оборотов 1440 в л!ин., нагрузка 1400 кг). Данные представлены в табл. 3.
ЦНИИЧМ при прокатке лезвийной ленты из стали 6Х13. Условия прокатки: исходная лента отожженна я, травленая, толщиной
0,3 лл, установка валков постоянная, ше1О роховатость поверхности валков класса 10.
Данные представлены в табл. 4.
644812
Таблица 4
Суммарная вытяжка по проходам
Шероховатость поверхности лент Р„ лк,н
Козффнцнент трения
Образцы С0ТС .,22
1,26
1,12
0,080
0,17
0,20
1,28
1,25
1, l2
0,077
1,38
1,33
0,066
0,24
1 14
1,23
1,30
0,069
0,21
1,06
1,16
1,21
0,085
0,36
1,25
1,20
1,09
0,083
0,39
Примечание. Исходная шероховатость поверхности лент класса 8, /,= 0,55 якм.
0,5 — 3
0,5 — 10
0,5 — 10
0,2 — 1 до 100
Составитель Е. Пономарева
Редактор В. Минасбекова Техред С. Антипенко Корректор С. Файн
Заказ 1143/39 Ирд. ¹ 116 Тираж 620 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Полученные результаты свидетельствуют о высоких смазочных, экра пирующих и технологических свойствах предложенной смазки, обеспечивающей высокое качество обра батываемой поверхности.
Таким образом, применение предлагаемой смазки позволило обеспечить производство полос и лент из различных сталей и сплавов с высоким качеством отделки по10 верхности, увеличить производительность многовалковых станов, повысить эксплуатацион ную стойкость, прецизионных до рогостоящих дефицитных опорных подшипников и валков станов, увеличить срок эксплуатации СОТС, а также улучшить санитарно-гигиенические условия труда работающих и охрану окружающей среды.
Формула изобретения !
Смазка для холодной обработки металлов давлением на основе минерального масла и диалкилдитиофосфата цинка, отл и- 25 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения качества обрабатываемой поверхности, смазка дополнительно содержит трансизомеризованное рафинированное растительное масло, трибутиловый эфир фосфорной кислоты и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол при следующем содержании компонентов, % вес:
Диалкилдитиофосфат цинка
Трансизомеризованное рифинированное растительное масло
Tlp ибутиловый эфир фосфорной кислоты
4-Метил-2,6-ди-третбутилфенол
Минеральное масло
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Грудев А. П., Тилик В. Т. Технологические смазки в прокатном производстве.
М., «Металлургия», 1975, 103 — 143.
2. А втopcкое,свидетельство СССР № 217578, кл. С 10 М 1/46, 1965 (прототип).