Способ быстродействующего послеаварийного регулирования активной мощности турбоагрегата
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЙИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ рц644958 боюз ьоветских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.04.77 (21) 2481361/24-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.79. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 30.01.79 (51) М. Кл.о
F 0ID 17/20
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.165-546 (088.8) В. С. Мельников, В. С. Любина и В. К. шабад "."î, > ÷Ö,ôß
Т :ХМ";Г ф ас (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩЕГО
ПОСЛЕАВАРИЙНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ
МОЩНОСТИ ТУРБОАГРЕГАТА
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при послеаварийном регулировании активной мощности турбоагрегатов.
Известны способы быстродействующего регулирования активной мощности турбоагрегата, имеющего регулятор скорости, путем изменения мощности при изменении алгебраической суммы сигналов задания и механической мощности (1). Механическую мощность определяют по изменениям давлений пара в отсеках турбины, что не обеспечивает достаточной точности.
Известен также способ быстродействующего послеаварийного регулирования активной мощности турбоагрегата, имеющего регулятор скорости, путем изменения мощности при изменении алгебраической суммы сигналов задания и механической мощности с учетом производной частоты вращения ротора турбоагрегата 12), Механическая мощность определяется суммированием электрической мощности и составляющей, пропорциональной производной частоты вращения ротора. Тем самым повышается точность определения механической мощности.
Этот способ является ближайшим к данному по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком известного способа следует считать трудность обеспечения устойчивости при повышении точности поддержания заданной мощности. Из-за связи контуров
5 регулирования скорости и мощности турбины через регулятор скорости оказывается невозможным использовать предельный коэффициент усиления, определенный из условий устойчивости собственно контура
10 регулирования мощности.
Цель изобретения — обеспечение устойчивости при повышении точности поддержания заданной мощности путем компенсации сигнала регулятора скорости. Для
15 этого в указанную сумму вводят дополнительный сигнал частоты вращения с коэффициентом усиления, равным коэффициенту усиления регулятора скорости с обратным знаком, и с передаточной функцией, 20 определяемой равенством передаточных функций регулятора скорости и цепи дополнительного сигнала.
На чертеже показана схема реализации данного способа.
25 Турбоагрегат, состоящий из турбины 1 и генератора 2, имеет регулятор 3 скорости, подключенный на вход системы 4 регулирования, управляющей изменением мощности турбины 1. На вход этой же системы
30 подключен сумматор 5 через электрогид3 равлический преобразователь 6. К входам сумматора 5 подключены задатчик 7, датчик 8 электрической мощности генератора 2 и тахогенератор 9 (через измеритель 10 частоты вращения ротора турбоагрегата и дифференциатор 11). Кроме того, выход измерителя 10 частоты вращения ротора дополнительно соединен с одним из входов сумматора 5 через корректирующее звено
12. -Коэффициент усиления цепи этого дополнительного сигнала частоты вращения выбирают равным коэффициенту усиления регулятора 3 скорости с обратным знаком, Передаточную функцию Wi (р) корректирующего звена 12 выбирают так, чтобы сделать равными передаточную функцию
Рв(р) регулятора 3 скорости и передаточную функцию цепи дополнительного сигнала, состоящего из тахогенератора 9 (передаточная функция — Юз(р), измерителя
10 (передаточная функция — IV4(p), сумматора 5 (передаточная функция
Wв(р) и преобразователя 6 (передаточная функция — 5 в(р). Следовательно, передаточная функция W (р) корректирующего звена 12 так выражается через указанные остальные передаточные функции и з(Р) 1 а (Р) s (P) 11 в (Р)
При необходимости быстродействующего послеаварийного регулирования активной мощности на выходе сумматора 5 формируется алгебраическая сумма сигнала задания (от задатчика 7), сигнала механической мощности турбины, формируемого, в свою очередь как сумма электрической мощности генератора 2 (от датчика 8) и сигнала производной частоты вращения ротора (от тахогенератора 9, измерителя 10
644958
4 и дифференциатора 11), и сигнала от корректирующего звена 12. Этот последний сигнал благодаря указанному выше выбору коэффициента усиления и передаточной
5 функции корректирующего звена 12 компенсирует действие регулятора 3 скорости на систему 4.
Поэтому удается повысить коэффициент усиления контура регулирования мощно10 сти, а значит, и точность поддержания заданной мощности при сохранении условий устойчивости.
Формула изобретения
Способ быстродействующего послеаварийного регулирования активной мощности турбоагрегата, имеющего регулятор скорости, путем изменения мощности при изме20 ненни алгебраической суммы сигналов задания и механической мощности с учетом производной частоты вращения ротора турбоагрегата, отличающийся тем, что, с целью обеспечения устойчивости при повы25 шенин точности поддержания заданной мощности путем компенсации сигнала регулятора скорости, в указанную сумму вводят дополнительный сигнал частоты вращения с коэффициентом усиления, равным коэф30 фициенту усиления регулятора скорости с обратным знаком, и с передаточной функцией, определяемой равенством передаточных функций регулятора скорости и цепи дополнительного сигнала.
35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Мв 309139, кл. F 01Р 17/20, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
40 Ко 168725, кл. F 01D 17/20, 1963.
НПО
Заказ 2702/7
Изд. Хо 141 Тираж 620
Типография, пр. Сапунова, 2
Подписное