Армированное зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЙ ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и) 644992

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.07.76 (21) 2382156/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.79. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 30.01.79 (51) М. Кла

F 16Н 55/16

Государственный комитет (53) УДК 621.833.12 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. В. Можаровский, В. Е. Старжинский и С. А. Ос

Институт механики металлополимерных сист

АН Белорусской ССР (71) Заявитель (54) АРМИРОВАННОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

1— Е 1 Pl ь

1 а P.i

V, V, i ./ и

l и, а, Ps

20 и, а, Pi

V„ а, при этом

3ai = Tpi = 7 = 1i

0,5(К(1;

Изобретение относйтся к машиностроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых колес.

Известно армированное зубчатое колесо, содержащее металлическую арматуру в виде зубчатого колеса с утоненными зубьями, облицованными адгезионно закрепленным на них слоем полимера (1). Полимерная облицовка зубьев этого колеса выше нижней границы активного профиля имеет постоянную толщину.

Недостатками этой конструкции является неодинаковая контактная жесткость в фазах однопарного и двухпарного зацепления, высокие динамические нагрузки, низкая плавность хода и точность.

Целью изобретения является выравнивание контактной жесткости в фазах однопарного и двухпарного зацепления, снижение динамических нагрузок, повышение плавности хода и увеличение кинематической точности.

Для этого в предлагаемом армированном зубчатом колесе полимерная облицовка выполнена с плавным увеличением ее толщины от полюсной линии к вершине зуба и к нижней границе активного профиля, а боковые поверхности зубьев арматуры — с профильной модификацией, коэффициенты изменения глубины которой в характерных точках профиля определяются по формуле где

5 PtPj f Pn — Тз

PnPl \ л а, h„— толщина полимерной облицовки на окружности вершин зубьев; р;, р;, р, pi — радиусы кривизны в характерных точках а, и, v» ëèíèè зацепления, подстановка индексов i, j, и, 1 производится соответственно из первого, второго и третьего столбцов таблицы

1,2 — индексы шестерни и колеса.

644992

На чертеже изображен один зуб колеса.

Колесо содержит металлическую армату. ру в виде зубчатого колеса (на чертеже не показано) с утоненными зубьями 1, облицованными адгезионно закрепленным на них слоем 2 полимера, выполненным с плавным увеличением его толщины от полюсной линии (не показана) к вершине зуба 1 и к нижней границе активного профиля (точка P). Для этого боковая поверхность 3 зу- 10 ба 1 арматуры выполнена с профильной модификацией, коэффиенты изменения глубины которой в характерных точках а, и, v, р профиля зуба определяются по фор-. муле 15

1 — ) 1 — U.g

4 = и 1Ч где

PLPj / Pn 20

1 i=1- ft < у 1/

pn pl

h„толщина полимерной облицовки на окружности вершин зубьев;

Pi р;, Pn Pi — радиусы кривизны в харак- 25 терных точках а, и, v, р линии зацепления, подстановка индексов i, j, и, 1 производится соответственно из первого, второго и третьего столбцов таблицы где

h„— толщина полимерной облицовки на окружности вершин зубьев; р;, р;, р„, pi — радиусы кривизны в харак35 терных точках а, и, v, р линии зацепления, подстановка индексов, j, n, 1 производится соответственно из первого, второго и третьего столбцов таблицы

V, и, Ps а, Pi

V, а, 40 при этом аа Ъ а 1о 1 э

V, V, и, ; О5<К<1, а, 45 п

1 и, 55

1,2 — индексы шестерни и колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

50 № 523221, кл. F 16Н 55/16, 1975.

1,2 — индексы шестерни и колеса.

Толщина h„, Ь„Ьр полимерной облицовки в соответствующих точках и, v, р определяется умножением толщины Й,, полимерной облицовки на окружности вершин зубьев на соответствующий вычисленный по приведенной выше формуле коэффициент р, р„, рр изменения глубины профильной модификации арматуры.

При работе колеса в передаче, благодаря переменной толщине облицовки активного профиля зуба 1, происходит различное сжатие слоя облицовки в разных фазах зацепления, что вызывает соответственно и различное реактивное усилие.

Это позволяет значительно повысить качество зубчатой передачи, в которой используется данное колесо.

Формула изобретения

Армированное зубчатое колесо, содержащее металлическую арматуру в виде зубчатого колеса с утоненными зубьями, облицованными адгезионно закрепленным на них слоем полимера, отличающееся тем, что, с целью выравнивания контактной жесткости в фазах однопарного и двухпарного зацепления, снижения динамических нагрузок, повышения плавности хода и увеличения кинематической точности, полимерная облицовка выполнена с плавным увеличением ее толщины от полюсной линии к вершине зуба и к нижней границе активного профиля, а боковые поверхности зубьев арматуры — с профильной модификацией, коэффициенты изменения глубины которой в характерных точках профиля определяются по формуле

1 — Ф 1 — p.i — у

1 а, Pl

Й вЂ” 1 Yl у 1 1 при этом

Ь, == тр, = т., = 11 т„=; 0,5(К(1;

Редактор О. Юркова

Составитель В. Рыкова

Техред А. Камышникова Корректор Л. Котова

Заказ 2471/21 Изд. № 147 Тираж 1138 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2