Коллектор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О и И К::.е
Союз Советских
Социалистических
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.12.75 (21) 2196920/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (51) М. Кл.
Н 01R 39/04
Государственный комurer
СССР (43) Опубликовано 30.01.79. Бюллетень № 4 (53) УДК 621.313.3. .047.2 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.01.79 (72) Автор изобретения
В. Т. Климченков (71) Заявитель (54) КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к конструкциям коллекторов электрических машин средней и малой мощности и может найти применение на электромашиностроительных предприятиях. 5
Известны конструкции коллекторов, включающие комплект металлических коллекторных пластин с изоляционными прокладками между ними, закрепленный в пластмассовом корпусе. Несущий пластмас- 10 совый корпус при необходимости может укрепляться армировочными элементами, а для закрепления коллекторных пластин в пластмассовом корпусе могут использоваться различные профили продольного и поперечного сечения их опорной части.
Недостатком известных конструкций коллекторов является наличие паяных электрических соединений петушков с коллекторными пластинами и проводников сек- 20 ций обмотки якоря с петушками. При пайке происходит повышенный местный нагрев материала коллекторных пластин в зоне их рабочей поверхности, его рекристаллизация, что приводит к повышенному износу 25 пластин в условиях эксплуатации. Наличие паяных электрических соединений коллектора с обмоткой якоря снижает эксплуатационную надежность электрической машины, так как в тяжелых режимах работы ЗЗ
2 возможна их распайка и выход машины из строя. Кроме того, съем коллектора с вала машины для его замены при износе или выходе из строя и при ремонтах якоря невозможен без распайки указанных электрических соединений. Съем коллектора и замена его новым обычно обусловлены износом рабочей поверхности при повышенной твердости выпускаемых промышленностью электрощеток, хотя остальные элементы конструкции машины еще пригодны для работы.
Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является известная конструкция коллектора, включающая комплект металлических коллекторных пластин, изолированных друг от друга, закрепленных пластмассой на втулке и соединенных с проводниками обмотки якоря.
Недостатками известной конструкции является наличие паяных электрических соединений коллектора с обмоткой якоря, что снижает эксплуатационную надежность электрической машины; повышенный износ рабочей поверхности, так как при пайке происходит снижение твердости материала коллекторных пластин (меди); необходимость распайки электрических соединений коллектора с обмоткой якоря при его за,645228
Рие, 2
Тираж 922 Подписное
Изд. Мз 140
Заказ 2626/17
НПО
Типография, пр. Сапуиова, 2 мене и ремонте якоря, что усложняет проведение указ а нных опер аций.
Целью изобретения яв,71яется повышение эксплуатационной надежности электрического соединения коллектора С обмоткой и снижение трудоемкости его замены.
Поставленная цель достигается тем, что коллектор снабжен промежуточным контактным кольцом, на внутренней поверхности которого выпЬлнена резьба, коллекторные йластйнв1 и проводники обмотки соединены встык и имеют на внешних поверхностях ответную резьбу.
На фиг. 1 показан предлагаемый коллектор; на фиг. 2 — сектор промежуточного коллекторного кольца.
Коллектор включает комплект 1 металлических коллекторных пластин, а в качестве межламельной и корпусной изоляции пластмассу 2, Посадка коллектора на вал электрической машины осуществлена с помощью металлической посадочной втулки
3. Проводники секций обмотки якоря 4 опрессованы пластмассой 5 в цилиндр.
Внешняя поверхность цилиндра и комплекта 1 со стороны якоря выполнены с резьбой 6, по которой может перемещаться промежуточное контактное кольцо 7. Промежуточное контактное кольцо 7 выполнено из металлических пластин 8, опрессованных и изолированных друг от друга пластмассой
9, и имеет на внутренней поверхности резьбу 6.
При сборке электрической машины коллектор насаживается на ее вал с помощью металлической посадочной втулки. Промежуточное контактное кольцо навинчивается по резьбе, образуя электрическое соединение коллекторных пластин с проводниками секций обмотки якоря, и фиксируется в таком положении, при котором его металлические пластины и изоляционные промежутки между ними совйадают с коллекторными пластинами, проводниками обмотки и их изоляционными промежутками. Фиксация промежуточного коллекторного кольца может быть осуществлена с помощью стопорного кольца из изоляционного материала или бандажей, При разборке машины свин10 чивается промежуточное коллекторное кольцо, а затем коллектор спрессовывается с вала. Замена коллектора проводится в обратном порядке.
Применение предложенной конструкции
15 коллектора в электрических машинах обеспечивает возмойность съема коллектора при заменах новым и ремонтах якоря без распайки электрических соединений коллектора с обмоткой якоря, снижение трудоем20 кости коллектора, сборки и разборки машины, повышение ее эксплуатационной надежности за счет исключения паяныХ joå динений коллектора с обмоткой яКоря.
Формула изобретения
Коллектор электрической машины, включающий компЛект металлических коллекторных пластин, изолированных одна от другой, закрепленных на втулке пластмас30 сой и соединенных с проводниками обмотки якоря, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности электрического соединения коллектора с обмоткой и снижения трудоемко35 сти при его заменах, он снабжен промежуточным контактным кольцом, на внутренней поверхности которого выполнена резьба, коллекторные пластины и проводники обмотки соединены встык и имеют на внеш-
40 них поверхностях ответную резьбу.