Способ автоматического регулирования процесса растворной полимеризации диеновых углеводородов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<® 6Ю52

СС803 СОФвтотик

С оцюалмстммвори

Республик опислни(е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЙТЙЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлеио22.02.77 (21)2457213/23-05 (Я) . Кл. с присовдииеиием заявки ¹â€” (23) Приоритет—

С 08 F 136/04

G 05 9 27/00 афударетвааатл9 аватет

СССР аа делам азабретаеа а еткрвтлй

Опубликовано05.02.79.Бюллетень № 5 Дата опубликования описания 05. р> 7ц (53) УДК66.012-52 (088. 8) ll. K). Бродов, В. И. Васильев, А. П. Зима, В. Л. Золотарев, Н. A. Коноваленко, В, Ф. Лебедев, Б. А. Марков, Т. С. Подопьский, П..В. Шарыгин, М. ll. Шульдинер и А. С. Эстрин (72) Авторы изобретения (73) Заявитель (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА

РАСТВОРНОИ ПОЛИМЕРИЗАЦИИ ДИЕНОВЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ

Изобретение относится к области автоматизации производственных процессов, в частности, к способу автоматического регулирования растворной полимеризации сопряженных дисков, и может быть использовано в промышленности синтетического каучука.

Известен способ автоматического регулирования процесса раствориой полимеризации диеновых углеводородов путем стабилизации качественного параметра, например, вязкости изменением расхода комплексного катализатора или его компонентов ((), Недостатком известного пособа является большая инерционность соответствукнцей системы регулирования, так как влияние На процесс полимеризации примесей, содержашихся в шихте, обнаруживается только после прохождения полимера через первый полимеризатор. Избыток же одного из компонентов катализатора, предварительно вводимый в шихту для очистки ее от примесей, значительно ухудшает свойства получаемого полимера и увеличивает расход катализаторя, Целью изобретения является снижение расхода катализатора.

Поставленная цель достигается тем, что дополнительно байпасируют поток шихты, подают в указанный байпасируемый поток шихты титановыЙ компонент катализатора, стабилизируют расход указанного титанового компонента катализатора, стабилизируют расход байпасируемого потока шихты, изменяют расход алюминиевого компонента катализатора, подаваемого в поток шихты до байпаса, в зависимости от концентрации катализатора в байпаснруемом потоке шихты после смешения с титановым компонентом катализатора.

Концентрацию катализатора предпочтительно измеряют методом электронного парамагннтного резонанса, а в качестве качественного параметра полимера используют вязкость.

Сушность предлагаемого способа заключается в том, что в полнмеризационную шихту, содержашую мономер — сопряженный диен (бутадиен, изопрен и т.д.), растворитель (нзопентан, толлуол и т.д.) и некоторое переменное количество вредных, отравлявших катализатор примесей, вводится алюминиевый компонент катализатора, например, ° триозобутилалюминий (ТИБА). который вза645952

Формула изобретения т;

ill lit ill l И ; .; з з ; тнуяж 584 llîäïèñíîñ

<Рнлн л ill ll! Пя ент», г. Ужгород, ул. Просктняя, 4 имодействует с этими примесями и переводит их в неактивное, по отношению к катализатору, состояние, Сам же ТИБА переходит в различные соединения (в зависимости от рода примесей) ие способные образовывать каталитический компЛекс с титановым компонентом катализатора, например, с четыреххлористым титаном. Как указывалось выше, избыток ТИБА во многих случаях отрицательно сказывается на свойства получаемого полимера. Добавление в шихту ТИБА в количестве, минимально превышающем достаточное для превращения вредных примесей, приведет к появлению свободного ТИ6А в, шихте, что вызовет процесс образования каталитического комплекса, в части шихты, куда вводится стабилизированный расход че- 15 тыреххлористого титана, который можно четко зафиксировать например, методом электронного парамагнитного резонанса (ЭПР).

Сигнал ЭПР, превышающий заданную величину, вызовет уменьшение расхода THEA до величины, необходимой только для «связывания» вредных примесей.

Блок-схема предлагаемого способа регулирования процесса-полимериэации диеновых углеводородов приведена на чертеже.

В реактор 1 подается полимериэациониая шихта и катализатор, состоящий из эквимолярного соотношения ТИБА и Tidal, расход которого регулируется регулятором 2 расхода. На выходе из реаКтора i установлен датчик 3, измеряющий вязкость полимеризата. Регулятор 4 получает информацию от датчика 3 о вязкости полимеризата и стабилизирует ее изменением задания регулятору 2, В часть потока шихты стабилизируемого дополнительным регулятором 5 вводится не- з большой постоянный ноток компонента катализатора Т!С), стабилизируемый регулятором 6. Для очистки шихты от примесей в ее поток предварительно вводится компоцент катализатора ТИБА, расход которого стабилизируется регулятором 7. 1ри наличии свободного ТИБА в байпасируемой части потока шихты возникает процесс образования катализатора, появляется сигнал Э11Р фиксируемый датчиком 8, информация от которого подается на регулятор 9 величины сигнала. Последний путем воздействия на задание регулятора 7 расхода стабилизирует величину сигнала на заданном минимальном уровне.

1. Способ автоматического регулирования процесса растворной полимеризации диеновых углеводородов путем стабилизации качественного параметра полимера изменением расхода комплексного катализатора или его компонентов, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода катализатора, байпасируют поток шихты, подают в указанный байпасируемый поток шихты титановый компонент катализатора, стабилизируют расход указанного титанового компонента катализатора, стабилизируют расход байпасируемого потока шихты, изменяют расход алюминиевого компонента катализатора, подаваемого и поток шихты до байпаса, в зависимости от концентрации катализатора в байпасируемом потоке шихты после смешения с титановым компонентом катализатора.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что концентрацию катализатора измеряют методом электронного парамагнитного резонанса

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве качественного параметра полимера используют вязкость.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство М 388666, Мкл. С 05 О 21j00, 1970.