Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И СА Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик оо646077 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30,09,77 (21) 2528474/25-06 (51) М. Кл.

Р 01 P 3/20 с присоединением заявки №

Государственный комитет ссср оо делам изобретений и открытий (23) Г1риоритет

РЗ) УДК 621,43-71 (088. 8) Опубликовано 0502,79.Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 050279 (72) Авторы изобретения

M.Å.Äèñêèí и В.H.Ñîêóëüñêèé

Московский автомобильный завод им. И.A.Ëèõà÷åíà (производственное объединение ЗИЛ) (71) Заявитель (54 ) СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к двигателестроению, а именно, к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известны системы жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, содержащие трубопровод, соединяющий водяную рубашку двигателя с радиатором через термостатический клаган, Между рубашкой двигателя и термостатическим клапаном в этом трубопроводе установлен эжектор так, что его активное сопло соединено с всасывающей магистралью лопастного насоса и является перепускным каналом термостатического клапана 11 °

В системе уменьшается расход охлаждающей жидкости через перепускной канал при открытии термостатического клапана. Однако, при этом ухудшаются кавитационные характеристики системы, так как уменьшается давление жидкости, подаваемой в полость всасывания лопастного насоса.

Известны также системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, содержащие трубопровод, соединяющий водяную рубашку двигателя с радиато" ром через термостатический клапан и перепускную трубу, подключенную к клагану, и к всасывающей магистрали лопастного насоса, связывающей выпускной канал радиатора с впускным отверстием водяной рубашки двигателя (21 .

В известной системе несколько улучшены кавитационные характеристики, но при этом ухудшены напорно-расходные характеристики, так как те10 ряется энергия части жидкости, перепускаемой в полость всасывания лопастного насоса.

Целью изобретения является улучшение напорно-расходных и кавитацион15 ных характеристик системы охлаждения, имеющей термостатический клапан и перепускную трубу.

Цель достигается тем, что узел подключения перепускной трубы к всасывающей магистрали лопастного насоса выполнен в виде эжектора, активное сопло которого соединено с перепускной трубой, а нагнетательный диффузор — с всасывающей магистралью лопастного насоса.

На чертеже схематично изображена система жидкого охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Система содержит лопастной насос

1, приводимый двигателем, рубашку

646077

Формула изобретения

Составитель Т.Верновская

Техред М.Петко Корректор A.Ãðèöåíêî, Тираж 606 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ъ-35 Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП Патент ™, г.,Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор В.Еольшакова

Заказ 76/25 охлаждения 2 двигателя,, термостатический клапан 3, радиатор 4 и эжектор 5. Рубашка охлаждения подключена к нагнетательному трубопроводу 6 насоса 1. Входной канал 7 радиатора

4 соединен с рубашкой охлажде ния 2 через термостатический клапан 3. Выходной канал 8 радиатора

4 сообщен с магистралью всасывания

9 эжектора 5. Магистраль нагнетания

10 эжектора 5 соединена с магистралью всасывания ll насоса 1. Перепуск- 10 ная труба 12 клапана 3 соединена с активным соплом 13 эжектора 5.

Система работает следующим образом.

При температуре охлаждающей жид- 15 кости ниже температуры, при которой открывается клапан 3, жидкость, выходящая иэ рубашки охлаждения 2 двига- теля, проходит по перепускной трубе 12 в эжектор, из него в магистраль 20 всасывания 11 лопастного насоса и далее поступает в рубашку охлаждения. Иэ-за того, что жидкость не поступает в магистраль всасывания 9 эжектора иэ радиатора, давление в магистрали всасывания лопастного насоса не повышается. При повышении температуры жидкости в системе охлаждения до заданной величины открывается термостатический клапан 3, Еольшая часть жидкости при этом проходит через радиатор, а меньшая часть, поступая через перепускную трубу в активное сопло 13 эжектора, обеспечивает повышение давления в магистрали всасывания 11 лопастного

35 насоса.

Таким образом, описываемая система, позволяет повысить расход жидкости, циркулирующей через радиатор, и повысить давление на входе в лопастной насос, что улучшает его кавитационные характеристики.

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая трубопровод, соединяющий водяную рубашку двигателя с радиатором через термостатический клапан и перепускную трубу, подключенную к клапану и к всасывающей магистрали лопастного насоса; связывающей выпускной канал радиатора с впускным отверстием водяной рубашки двигателя, отличающаяся тем, что, с целью улучшения напорно-расходных и кавитационних характеристик системы, путем использования энергии перемещаемой жидкости, узел подключения перепускной трубы к всасывающей магистрали лопастного насоса выполнен в виде эжектора, активное сопло которого соединено с перепускной трубой, а нагнетательный диффуэорс всасывающей магистралью лопастного насоса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Германский патент 9 595852, кл 46 С4 13, 1934 .

2. Петричейко P.М. Системы жидкостного охлаждения быстроходных двигателей внутреннего сгорания, Л., Машиностроение, 1975, с. 57.