Способ испытания тормозов транспортного средства на роликовом стенде
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Colo@ Советских
Сециаанстических
Республик
«»646213
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.01.75 (2!) 2092545/27-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл. (3 01 (М 17/00
В 60 Т 17/22
6 01 (5/28
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет (53) УЛК 629.113. .001.4з620.1. .05(088.8) Опубликовано 050279. Бюллетень № 5
Лата опубликования описания 050279 (72) Авторы изобретения
Н.Я. Говорущенко, Ю.П.. Бабешко и Э.X. Рабинович (7I) Заявитель
ХаРьковский автомобильно-дорожный институт (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗОВ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА HA РОЛИКОВОМ СТЕНДЕ
Изобретение относится к области испытаний машин, а именно, к испытаниям тормозов транспортных средств на роликовом стенде и может быть использовано при проверке тоРмозов машин, у которых тормозная сила превышает силу сцепления, создаваемую весом машины в момент испйтаний.
Известен способ испытания тормозов транспортного средства на роликовом стенде, состоящий в приложении к транспортному средству нагрузки, создаваемой вертикальной силой, последующем раскручивании и торможении колес. Упомянутая вертикальная сила создается механическим или иным устройством и прикладывается к частям транспортного средства, например, к его раме, платформе или седельному устройству (1) . Такой способ йепри годен для проверки тормозов фургонов, автобусов, а также проверки тормоэОв передних колес, так как нельзя прикладывать силу к крышке кузова, ка- бины или к капоту двигателя.
Наиболее близким из известных тех нических решений является способ ис- пытания тормозов транспортного средства на роликовом стенде, заключающийся в приложении к балке моста транспортного средства нагрузки, создаваемой силой, расположенной в вертикальной .плоскости, параллельной плоскости колеса, последующем раскручивании и торможении колес транспортного средства (21.
В этом стенде сила прикладывается посредством цепей, охватывающих балку моста.
Укаэанный способ зачастую не позволяет точно имитировать реальные режимы торможения ° Вертикальное направление приложения нагрузки не обеспечивает максимального прироста сил сцепления, так как увеличивает силу сцепления в основном в контакте шины транспортного средства с задним роликом, сцепление шины с передним роликом остается небольшим. В результате для полной имитации реальных тормозных сил приходится значительно увеличивать величину упомянутой вертикальной силы. Это не всегда возможно, Во многих случаях конструкция балки моста и расположенных на Ней элементов (тормозные камеры и магистрали, элементы подвески, в особенности пневмоподвески) не позволяют разместить цепи, передающие нагрузку, достаточно близко к колесам. Прн646213 хоДится прикладывать нагрузку в. средней части балки. Иэ-эа этого в балке возникают черезмерные напряжения, появляется остаточный изгиб и т.п.
Это йе позволяет полност > воспроизвести реальные тормозные силы, несмотря на большой запас мощности 5 привода нагружающего устройства.
Приходится ограничиваться частичными режимами. В результате точность имитации реальных режимов торможения снижается, результаты испытаний ока- lO эываются недостаточно достоверйыми.
Целью изобретения является повышение точности имитации режимов торможения.
Указанная цель достигается за 15 счет того, что по предлагаемому способу силу, образующую нагрузку, при. кладывают в направлении движения автомобиля под углом к вертикали, при этом при реализации способа на 2О стенде, имеющем механическую передачу между роликами, силу нагрузки прикладывают под углом к вертикали, тангенс которого равен коэффициенту сцепления шины колеса с роликами 25 стенда.
На фиг. 1 показана схема сил, действующих на испытываемую ось транспортного средства при проверке тормозов на роликовом стенде; на фиг. 2 пример осуществления, способа.
На колесо, установленное на спаренных роликах стенда (фиг. 1), действуют в момент торможения вес 6 тормозной момент Мт, радиальные реакции переднего ролика 1 ... Й» и заднего,ролика 2 ... Ид и тангенциальные силы F» C, создаваемые приводом стенда (на силовом тормозном стенде) или инерцией роликов 4О (на инерционном тормозном стенде) .
Совместное действие сил Г» и Г стремится сместить колесо 3 назад (на фиг. 1 — вправо) . Этому препятствует горизонтальная составляющая силы )(2 и реакция рамы транспортного средства которая возникает в основном иэ-эа действия колес остальных осей машины, которые также заторможены. Именно сила Н удерживает колесо от самовыезда со стенда при интенсивном торможении. Однако сила Н возникает не сразу; она увеличивается по мере смещения колеса тем скорее, чем выше жесткость ра-. мы, подвески и колес свободных осей
55 (в направлении действия силы Н ).
Поэтому колесо получает некоторое смещение вправо. При этом сильно возрастает сила Й, а сила И» уменьшается. Соответственно возрастает сила, а сила Г», ограниченная
F сцеплением шины с передним роликом, резко падает. Если величина О невелика, сумма сил сцепления шины с роликами и создаваемый ими крутящий момент оказывается меньше, чем тор-мозной момент. Колесо блокируется (останавливается), ролики скользят по шине. Приложение дополнительной силы в вертикальном направлении аналогично увеличению силы G — оно увеличивает сумму сил сцепления, но не меняет картины качественно.
Согласно изобретению, дополнительную силу P следует прикладывать под некоторым углом к вертикали.
При этом, кроме увеличения вертикальной нагрузки на ось колеса, появляется дополнительная горизонтальная составляющая, направленная вперед (на фиг. 1 — влево) и прижимающая колесо к переднему ролику. При правильном выборе угла можно обеспе,чить одинаковое лрижатие колеса к переднему и заднему роликам, чем достигается максимум суммы сил сцепления
F» И Г2 °
Математический анализ зависимостей, связывающих сумму сил сцепления с внешними силами G u P и углом f3 показывает, что для силовых и инерционных тормозных стендов, имеющих механическую передачу между передними и задними роликами, максимум суммы сил сцепления достигается, если тангенс угла приложения дополнительной силы равен коэффициенту сцепления шины с роликом
Предлагаемый способ может быть осу ществ.лен, например, следующим образом. Стенд имеет передние 1 и задние 2 ролики, действующие на колеса
3 испытываемой оси, а также механизм натяжения 4 (лебедку, силовой цилиндр и т.п.) и трос 5, заканчивающийся цепью б, которая охватывает балку моста 7 испытываемого транспортного средства 8. Механизм натяжения
4 и место крепления цепи б расположены таким образом, что при закреплении цепи на балке моста угол между ветвями цепи и вертикалью имеет оптимальную величийу . Включают привод механизма натяжения, создают .необходимую силу натяжения. После этого включают привод роликового стенда (на чертеже не показан), раскручивают ролики и колеса до скорости начала торможения, а затем затормаживают коле- .. са тормозной системой транспортного средства. Измерительная система стенда (на чертеже не показана) регистрирует параметры процесса торможения. Благодаря рациональному приложению дополнительной силы, обеспечивающему наибольший прирост суммы сил сцепления, величина дополнительной силы может быть заментно меньше, чем при известном способе. Это снижает вредную нагрузку на балку моста и позволяет более точно имитировать реальный процесс торможения. С другой стороны, такой способ нагружения позволяет при том же рабочем усилии
646213
Формула изобретения
Составитель С. Макаров .Техред M. Петко Корректор д. Мельниченко
Редактор С. Байкова
Заказ 101/32 Тираж 1089 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал IIIIII Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 механизма натяжения создать на стенде большие силы сцепления и вследствие этого реализовать большие тормозные силы. Это позволяет испытывать на том же стенде при том же механизме натяжения более тяжелые автомобили, что расширяет технологические воз-" можности диагностического оборудования.
1. Способ испытания тормозов транспортного средства на роликовом-стенде, заключающийся в приложении к балке моста транспортного средства IS нагрузки, создаваемой силой, расположенной в вертикальной плоскости, параллельной плоскости колеса, последующем раскручивании и торможении колес транспортного средства, о т л и-20 ч а ю шийся тем, что, с целью. повышения точности имитации режимов торможения, силу, образующую нагрузку, прикладывают в направлении движения автомобиля под углом к вертикали.
2. Способ по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что при реализации его на стенде, имеющем механическую передачу между роликами, силу нагрузки прикладывают под углом к вертикали, тангенс которого равен коэффициенту сцепления шины колеса с роликами стенда.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе1. Проспект английской фирмы Криптон, Стенд для проверки тормозов и анализатор тормозных систем автомобилей для коммерческих перевозок, модель ЕВ 30, лист
9 DL, 933, Англия, IV 1973.
2. Патент Англии М 1232562, кл. GIN 10.01.69.