Регулятор темературы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛ ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ " 646322
К АВТОРСКОМУ СВИДИТЕЛЬСТВУ (61)дополнительное и авт. свид-ву(51) М. Кл.
G 05 Э 23/19 (22) Заявлено 01. 04.76 {21) 2346390/18-24 с присоединением заявки №Эааударвтвеиный июзатет
СССР .ит данам изабретвний и атиритий (23) ПриоритетОпубликовано05.02.79.Бюллетень № 5
Дата опубликоваиия описания08.02.79 (53) УНК 621-555...6{088.8) /
М. Г. Колбаснер, О. И. Лиде, Б. Л. Нейс, И.
P. Г. Тер-Сааков и А. А. Шустер (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) .РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ
1 Изобретение относится к регуляторам температуры воздуха внутри железнодорожного вагона, оборудованного системой водяного отопления с естественной циркуляцией воды и ее нагревом электрическими нагрева- телями, Известен регулятор температуры, содержащий термочувствительный мост, блок управления и исполнительные элементы 11).
Ближайшим по технической сущности является регулятор температуры, содержащий датчик температуры, включенный в одно из плеч измерительного моста, к первой диагонали которого подключен источник питания, а ко второй — блок управления, выход которого соединен с исполнительным реле (2) .
Известный регулятор температуры не обеспечивает оптимального и стабильного дифференциала температур включения и отключения двухпозиционного регулятора. Однако обеспечение указанного дифференциала является необходимым условием эффективной работы системы водяного отопления ,с естественной циркуляцией воды. Кроме этого в известном регуляторе, в котором обеспе-чивается программное регулирование отопления вагонов с учетоМ температуры теплоносителя (воды на выходе котла), температуры наружного воздуха и температуры воздуха в вагоне, хотя бы один из терморезисторов, измеряющих указанные температуры, выполняется полупроводниковым, что при- водит к ухудшению стабильности уставки регулятора и затруднению его настройки.
Цель изобретения — повышение точности регулятора путем обеспечения оптимальных и точно поддерживаемых значений тем, ператур теплоносителя, при которых происходит включение и отключение двухпозиционного регулятора, коммутирующего контак- тор отопления.
Указанная цель достигается тем, что регулятор содержит последовательно соединенные резистор и транзистор, подключенные параллельно одному из плеч измерительного моста, причем база транзистора связана с выходом блока управления, а также тем, что датчик температуры выполнен в виде трех последовательно соединенных металлических терморезисторов.
Схема регулятора приведена на фиг. 1.
Измерительный мост 1 содержит датчик ,температуры 2 на металлических, например медных терморезисторах 3. 4. 5, иредстаилчк646322
Дальнейшее повышение температуры только вызывает пропорциональное увеличение сигнала U, но к изменению выходного напряжения блока управления 9 не приво5 днт.
При снижении температуры воды и достижении ею в момент времени tz значения Т,. требуемого для включения контактора отопления, опять наступает баланс измерительного моста 1, сигнал на входе блока управления 9 снимается и он, в свою очередь, включает напряжение на реле 10. Транзистор 12 запирается и отключает шунтирующнй резистор 11. При этом сигнал Ум меняет полярность и скачком увеличивается. Регуля15 тор готов к новому циклу работы, Таким образом, обеспечивается четкое задание температуры включения и отключения контакторов отопления, эффективная циркуляция водй в отопительной системе и, соответственно, экономия электрической энергии, расхо-. дуемой на нагрев теплоносителя. щнх из себя соответственно датчики температуры воды на выходе котла, наружного воздуха, воздуха в вагоне, регулируемый резистор 6 для выставления уставки и два резистора ? и 8;
Соотношение величин сопротивлений терморезисторов 3, 4, 5 в зависимости от типа вагона и особенностей его отопительной системы составляет от 1:1,5:5 до 1:1,8:8.
В диагональ измерительного моста 1 включен вход блока управления 9, на выходе которого включено ис олйительное реле 10.
Параллельно резистору 7 измерительного моста l последовательно включены резистор И и транзистор 12, база которого через элемент связи 13, например "резистор, подключена к выходу блока управления 9, а между точкой соединения эмиттера транзистора 12 с резисторами 7, 8 и плюсовым зажимом источника питания 14 включен элемент смещения, например резистор 15. Работа схемы поясняется фиг. 2.
При значении температуры воды на выходе котла ниже значения, соответствующего заданному на отключенйе исполнительного реле 10, измерительный мост 1 разбалан- . сирован. Поступающий на вход блока управления 9.сигнал разбаланса U усиливается н преобразуется в постоянное напряжение
13р,, которое подается на катушку реле 10.
Реле 10 включено и, соответственно, включен контактор отопления (на фиг. 1 не показан).
Напряжение с выхода блока управления 9 . через элемент связи 13 поступает на базу транзистора 12 н запирает его.
Формула изобретения
Прн повышении температуры воды и достижении ею и момент времени значения, соответствующего отключению ко@та кторов отопления Хе и, наступает баланс измерительного моста l, напряжение на выходе блока управления 9 снимается н реле 10 отпадает, отключая контактор отопления. Одновременно снймается запирающий сигнал с базы транзистора 12, через элемент связи
l3 и катушку реле 10 образуется цепь его базового тока, и он отпирается, шунтируя резистор 7 резистором ll. При этом сигнал разбаланса измерительного моста 1 L4 меняет полярность и скачком увеличивается.
75 1. Регулятор температуры, содержащий датчик температуры, включенный в одно из плеч измерительного моста, к первой диагонали которого подключен источник питания, а ко второй — блок управления, выход которого соединен с исполнительным реле, отзо личающийся тем, что, с целью повышения точности регулятора, он содержит последо вательна соединенные резистор н транзистор, подключенные параллельно одному из плеч измерительного моста, причем база транзис55. тора связана с выходом блока управления.
2. Регулятор по и. l, отличающийся тем, что датчик температуры выполнен в виде трех последовательно соединенных металлических терморезисторов, Источники информации, принятые so внн411 мание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 383020, кл. 6 05 D 23/19, 1971, 2. Регулирование температуры в пассажирских вагонах с помощью электронных
45 элементов, «Eisenbahntechnische Ruudschan»
1970, № 7, с. 288 — 294.
646322
Составители В. Певзнер
Редактор Э. Губницквя Техред О. Луговая Корректор Л Василина
Заказ 111 38 Тираж 1014 Подписное
0НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иаббретеиий н откритий
11303б; Москва, Я(-35, Раушская иаб,,д. 4l5
Филиал ППП «Патентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4