Устройство для токоограничения электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ"
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (51) М. Кл
Н 02 Н 9/02
Н 02 Н 7/085 (22) Заявлено 18.01.77 (21) 2444530/2407 с присоединением заявки №(23) Приоритет
Гюсударстввнньй камнтет
СССР ва делам нзабретеннй и юткрытнй
Опубликовано05.02.79.Бюллетень № 5 (У) УДК621.316. .925(088.8) Дата опубликования описания 08.02.79
В. С. Пронин, В. А. Русинов, В. В. Нчелии, Э. 10. Макаров и В. Ф. Малов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОКООГРАНИЧЕНИЯ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в следящем приводе для зашиты двигателя от перегрузок.
Известное устройство зашиты двигателя от перегрузок по току, содержащее плавкий предохранитель, включенный в цепь якоря защищаемого двигателя, устройство для заряда конденсатора, в которое входят конденсатор, трансформатор, выпрямитель, гасящее сопротивление, ключевой элемент
{тиристор) для разряда конденсатора на плавкий предохранитель, токочувствительное устройство для включения тиристора, со- . держащее датчик тока, согласующие сопротивления, усилитель, охваченный отрицательной обратной связью, источник опорНого напряжения с задающими сопротивлениями, два последовательно включенных усн- >s лителя и диод )1).
В известном устройстве при превышении напряжения, снимаемого с датчика тока . опорного напряжения, ключевой элемент от- . крывается, и дополнительным импульсом тока разряда конденсатора предохранитель выводится из строя.
Однако данное устройство имеет ограниченное применение по следующим причинам:
2 во-первых, защита двигателй от перегрузок является однократной, в результате чего повторный запуск двигателя возможен только после замены предохванителя, во-вторых, сложность схемы устройства снижает надежность его работы.
Известно также устройство ограничения тока якоря, содержащее датчик тока, усилитель, схему управления шаговым элементом и ключевой элемент, шунтирующий нагрузку (2). Когда токи фаз становятся больше допустимых, схема управления выдает импульс, отпирающий тиристор,. который шунтирует якорь двигателя, уменьшает в нем ток; шунтируя нагрузку, коммутирующий тирнстор создает режим, близкий к короткому замыканию..
Такое устройство имеет ограниченное применение вследствие однократностн действия из-за.отсутствия цепей гашения шунтирующего тиристора.
Известно наиболее близкое к изобретению устройство токоограничения, являющееся частью системы подчиненного управления двигателем, который питается от тиристорного преобразователя с регулятором тока н -содержит выпрямитель, параметрический
646405 д стабилизатор и цепь обратной связи по ток f31
Однако последнее устройство сложно и ненадежно в эксплуатации.
Цель изобретения — унрощение устройства и повышение его надежности.
Это достигается тем, что в устройстве для токоограничения электродвигателя, со- .. держащем преобразователь с регулятором тока, выпрямитель, подключенный к трехфазному источнику напряжения, на выход которого подключен параметрический стабилизатор, соединеннь1й с регулятором тока, и цепь обратной отрицательной связи по току, цепь отрицательной обратной связи по току выполнена в виде токовой отсечки и содержит трансформатор тока, первичная обмотка которого включена в цепь якоря двигателя, а вторичная через потенциометр и детектор подключена ко входу управляющего транзистора, шунтирующего параметрический стабилизатор напряжения.
На чертеже представлено устройство для о токоограничения электродвигателя.
Устройство токоограничения является частью системы подчиненного управления двигателем и предназначено для устранения выбросов тока якоря в переходных режимах.
Питание к двигателю 1 подводится от тиристорного преобразователя 2, управляемого регулятором тока 3.
Питание регулятора тока 3 осуществляется от параметрического стабилизатора 4, состоящего из стабилитрона 5 и резистора 6, 30 подключенного к выпрямителю 7. В цепь якоря двигателя 1 включена первичная обмотка трансформатора тока 8. При бросках тока якоря двигателя I, возникающих в переходных режимах, на потенциометре 9, подключенном ко вторичной обмотке трансформатора 8, появляется напряжение, Это напряжение выпрямляется детектором 10 и подводится к управляющему входу транзистора 11, шунтирующего стабилизатор 4. Величина "тока якоря двигатмя завйсит бт 4о величины выходного сигнала регулятора тока 3, управляемого входным сигналом. При отсутствии входного сигнала двигатель обесточен.
Устройство отсечки тока якоря двигателя состоящее из трансформатора 8, потенцио- 4З метра 9, детектора 10 и транзистора 11, работает следующим образом.
Броски тока якоря двигателя передаются трансформатором 8 к потенциометру 9. Напряжение, возникающее на нем, выпрямляется детектором 10 и переводит транзистор l в активный режим, благодаря чему стабилитрон 5 выходит из режима стабилизации, и напряжение питания регулятора тока 3 уменьшается. Это приводит к уменьшению выходного сигнала регулятора тока 3 и к у уменьшению тока якоря двигателя.
Таким образом, в момент появления бросков тока якоря двигателя включается цепь отрицательной обратной связи по току, благодаря чему величина бросков тока якоря двигателя 1 и. преобразователя 2 резко уменьшается. С помощью потенциометра 9 устанавливается чувствительность схемы токовой отсечки или максимальная величина тока якоря двигателя. Функции регулятора скорости выполняет регулятор тока 3, регулирующий ток якоря двигателя в зависимости от величины входного управляющего сигнала.
За счет уменьшения количества блоков в системе повышается надежность безотказной работы предлагаемого устройства.
Кроме того, в предлагаемом устройстве повышена надежность ограничения тока якоря двигателя, в результате чего токозащита двигателя может быть осуществлена и в случае неисправности регулятора тока, так как во время срабатывания схемы токовой отсечки уменьшается напряжение питания регулятора тока, следовательно, уменьшается его выходной сигнал и ток якоря двигателя.
Следует отметить также, что принцип работы токоограничителя известного устройства основан на обеспечении автоколебательного режима схемы токоограничения, за счет чего броски тока якоря полностью не устранены. А в предлагаемом устройстве переходная характеристика схемы токоограничения имеет апериодический характер, благодаря чему достигнуто более эффективное ограничение тока якоря двигателя.
Формула изобретения
Устройство для токоограничения электродвигателя, содержащее преобразователь с регулятором тока, выпрямитель, подключаемый к трехфазному источнику напряжения, на выход которого подключен параметрический стабилизатор, соединенный с регулятором тока, и цепь обратной отрицательной связи по току, отл "чающееся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения его надежности, цепь отрицательной обратной связи по току выполнена в виде токовой отсечки и содержит трансформатор тока, первичная обмотка которого включена в цепь якоря двйгателя, а вторичная через потенциометр и детектор подключена ко входу управляющего транзистора, шунтирующего параметрический стабилизатор напряжения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Акцептованная заявка Великобритании № 1911950, Н 2 К, 1973.
2. Акцептованная заявка Великобритании № 128946, Н 2 К, 1972.
3. Авторское свидетельство СССР № 368705, кл. Н 02 P 5/06, 1973.
646405
Составитель Л. Корнеева
Редактор H. Тимонина Техред О. Луговая Корректор Д. Веселовекая
Заказ l2443 Тираж 856 Подписное
0НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий! !3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патентэ, г. Ужгород, ул. Проектная. 4