Гидромеханическая передача транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сокзэ Советских

Соцмапиетйческмк

Респубпик (61} Дополнительное к авт. сеид-вуЩ ЗаавлЕно 12.02.74(2з) 1997768/27 11 (5}} М. Кл,й

8 60 К 17/10 с присоединением заявки №Государственный комнтет ссср на делам изобретений н еткрытнй (23) Приоритет I

Опубликоваио18.02. 79.5юллетень №;6 (53) УДК 629.11Э

-888. 2 (088. 8) Дата опубликования описания 18.02.79

А. С. Кондрашкин (72) Автор изобретения (71) Заявитель (84) ГИЙРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

ТРАНСПОРТНОРО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроений, а именно к гидромеханическим тра нс миссиям тра испо ртны х средств.

Известны гидромеха нические передачи транспортных средств, содержащие корпус, в котором расположены гидротрансформатор, коробка передач, состоящая из входного вала, связанного с турбинным колесом гидротрансформатора, промежуточного вала, на котором установлен гидрозамедлитель с клапаном управления, имеющим подвижный элемент, выходного вала, связанного посредством фрикционной муфты с входным валом, а посредством зубчатой косозубой передачи — с промежуточным валом, кинематически соединенным .с входным валом (!), (2(.

Однако в известных гидромеханических передачах включение и выключение гидрозамедлителя осуществляется вручную водителем. Это требует специального переклю чателя в кабине водителя. Кроме того, водитель не может в нужный момент произвести включение и выключение гидрозамедлителя.

Цель изобретения — обеспечение автоматического управления гидрозамедлите- . лем.

Цель достигается тем, что одна из шестерен зубчатой передачи установлена подвижно в осевом направлении на промежуточР ном валу и кинематически связана с подвижным элементом клапана управления гидрозамедлителем.

Кроме того, шестерня, связанная с подто вижным элементом клапана управления гяд. розамедлителем, установлена на валу tlocредством шлицев, а кинематическая связь состоит из штока, соединенного с упомянутой шестерней, и рычага, шарнирно установленного на корпусе и поджатого к штоку посредством пружины.

На фиг. показана конструкция гидромеханической передачи с включенным гйдрозамедлителем; на фиг. 2 — система управления гидромеханической передачей; .на

26 фиг. 3 — гидрозамедлитель в выключенном положении.

Гидромеханическая передача состоят нз ., гидротрансформатора i, с которого крутя- щий момент передается на входно вал 2, 647!52

30

3 на котором располагаются шестерня 3 первой ступени, шестерня 4 второй ступени, фрикционная муфта 5 второй ступени и фрикпионная муфта 6 третьей ступени. Шестерня 3 сцеплена с шестерней 7, которая установлена на промежуточном валу 8 и соединяется с ним через муфту 9 свободного хода первой ступени. Кроме того, на проме-„ жуточном валу 8 располагается шестерня 10 . второй ступени, которая может передавать ,.=.-крутящий момент на промежуточный вал 8 через муфту ll свободного хода второй сту-пени. С промежуточного вала 8 крутящий момент может передаваться через шестерню 12 понижающих ступеней промежуточного вала на шестерню 13 понижающих ступеней выходного вала, которая установлена свободно иа выходном валу 14 и может соединяться с ним через зубчатую муфту 15.

Кроме того, зубчатая муфта 15 может сое; диняться с выходным валом 14 через шестерню 16 заднего хода выходного вала, которая через промежуточную шестерню 17 получает вращение от шестерни 18 заднего хода, жестко установленной на валу 8. Шестерня 12 понижающих ступеней промежуточного вала на валу 8 установлена на шлицах и может перемещаться под действием радиальной составляющей силы, возникающей в зацеплении косозубых шестерен 12 и 13, в результате чего перемешается и шток 19, расположенный в осевом сверлении вала 8, так как ц!ток соединен с ц(естерней 12 штифтом 20, для хода которого в промежуточном валу 8 имеется радиальный паз, Шток 19 действует на рыча 21,который поджимается постоянно к штоку пружиной 22. Рычаг 21 воздействует на подвижный элемент клапана 23 гидрозамедлителя, который запускает или выпускает рабочую жидкость в корпус 24 гидрозамед-лителя, внутри которого расположен ротор 25, жестко закрепленный на промежуточном валу 8.

В систему управления гидромеханической коробки передач входит масляный насос 26, который подает масло через электро-. магнитный клапан 27 второй ступени к фрикционной муфте 5 и черезэлектромагнитный клапан 28 третьей ступени к фрикционной муфте 6, а также к клапану 23 гидрозамедлителя, причем на пути канала, идущего к клапану 23 гидрозамедлителя, установлен клапан 29, который перекрывает доступ масла к клапану 23 в тот момент, когда включается электромагнитный клапан 28 третьей ступени

Включение электромагнитных клапанов 27 и 28 осуществляется от электронного блока 30 управления, который в зависимости от сигналов датчика 31 нагрузки и датчика 32 скорости подает электрический ток от источника 33 питания через подвижный контакт 34 рычага управления и подвижный контакт 35 к тому или другому электромагниту.

l I(РподвижпыЙ контакт 36 служит для включения только электромагнпгного клапа на 27 второй ступени. Кроме подвижного контакта 34 рычаг 37 управления имеет лпе шип 38, который входит в паз штока 39 управления зубчатой муфтой, на котором, жестко насажена вилка 40, предназначенная для управления зуб итой муфтой 15

-и промежуточной шестерней 17.

Тндромеханическая передача может работать в автоматическом режиме, когда рычаг 37 управления установлен в положение А, и в режиме ручного управления, когда рычаг 37 управления устанавливается в положение 1, II u R (задний ход). Кроме того, рычаг управления имеет положение Н (нейтраль).

При установке рычага управления в положение 1 постоянно остается включенной первая ступень, так как пбдвижный .контакт 34 рычага управления не передает электрический ток от источника 33 питания к электронному блоку 30 управления. В этом случает крутящий момент от гидротрансформатора 1 передается через входной вал 2, шестерни 3 первОй ступени, шестерню 7 первой ступени промежуточного вала, муфту9 свободного хода первой ступени, промежуточный вал 8, шестерню 12 понижающих ступеней промежуточного вала, шестерню 13 понижающих ступеней выходного вала и зубчатую муфту 15 на выходной вал 14.

Так как крутящий момент на шестерню 12 действует со стороны двигателя и наклон зубьев у этой шестерни правый, то она перемещается в сторону гидротрансформатора. Пружина 22 через рычаг 21 перемещаз5 ет клапан 23 гидрозамедлителя в положение, когда магистраль подвода рабочей жидкости к гидрозамедлителю перекрывается, а сливное отверстие открывается. Если автомобиль движется под уклон или накатом, т.е. когда крутящий момент на шестерню 12 воздействует со .стороны выходного вала (колес автомобиля), то в связи с тем, что усилие в зацеплении шестерен 12 и 13 меняет направление, шестерня 12 перемещается в сторону от гидротрансформатора до упора (фиг. !). Вместе с шестерней перемещается и шток 19, который связан с шестерней штифтом 20. Шток,19, преодолевая упругую силу пружины 22, перемещает рычаг 21-и вместе с рычагом подвижный элемент клапана 23 гидрозамедлителя в противоположное крайнее положение, в результате слив ное отверстие перекрывается, а магистраль подвода рабочей жидкости к гидрозамедлителю открывается и гидрозамедлитель осушествляет торможение автомобиля. Двига 5 тель в это время работает на холостых оборотах с минимальным расходом топли--= ва.

При положении 11 рычага 37 управлеHHR, что соответствует вкл очеиию нт

«с с»,у?» . 647152 стуиенй, эчекзрический ток от источнйка 33 через подвижный контакт 34 и неподвижный контакт 36 поступает только к электромагнитному клапану 27 второй ступени, в, результате чего он открывается и масло от масляного насоса 26 через открытый электромагнитный клапан 27 подается к фрикционной муфте 5 второй ступени, которая включается н передает крутящий момент с входного вала 2 на шестерню 4 второй ступени и через шестерню 10, муфту l I свободного хода и далее так же, как и на первой ступени — на выходной вал 14.

Муфта 9 свободного хода первой ступени на второй ступени выключается, так как передаточное число между шестернями . 7 и 3 первой ступенй больше, чем между шестернями 10 и 4 второй ступени.

Гидрозамедлитель на второй ступени работает так же, как и на первой.

Гlри положении А рычага 37 управления (автоматический режим движения) через подвижный контакт 35 электронный блок 30 управления подключается к источнику 33 питания.

В зависимости от параметра поступающих сигналов датчика 31 нагрузки и датчика 32 скорости электронный блок управ-. ления либо не подает электрический ток к э.!ектромагнитным клапанам 2? и 28, что соответствует включенной первой ступени, либо подает электрический ток сначала к электромагнитному клапану 27 второй ступени, а затем по мере увеличения скорости движения и к электромагнитному клапану 28 третьей ступени, оставляя включенным и электромагнитный клапан 2? второй ступени.

При подаче электрического тока к эле!стромагнитному клапану 27 второй ступени происходит включение второй ступени аналогично. В момент переключения с перый ступени на вторую включающаяся муфта 11 свободного хода второй ступени принудительно выключает муфту 9 свободного хода первой ступени, так как промежуточный вал 8 при включении фрикционной муфты 5 начинает вращаться быстрее шестерни 7 первой ступени промежуточного вала.

При подаче электрического тока ot блока 30 управления к электромагнитному клапану 28 третьей ступени этот клапан открывается и рабочая жидкость от насоса 26 поступает к фрикционной муфте 6 третьей ступени и она включается. Фрикционная муфта 5 второй ступени ири этом остается включенной. Поток мощности передается как через фрикционную муфту 5 второй ступени и далее на шестерню 10 промежуточноt о вала второй ступени, так и через фрикционную муфту 6 третьей ступени непосредственно на выходной вал 14.

Так как передаточное число между шестернями 10 и 4 второй ступени больше, чем мс жду шестернями 13; 12 ионижаюших ступеней, то промежуточный вал 8. получая вращение от шестерни 12, начииаст вращаться быстрее шестерни 10, в результате чего муфта I l .свободного хода второй ступени выключается. Так как на третьей (прямой) ступени осевая составляющая усилия в зацеплении шестерни 12 и 13 направлена в противоположную сторону от гидротраисформатора,;о подвижный элемент клапана 23 гидрозамедлителя находится и положении, когда магистраль подвода рабочей жидкости во внутреннюю полость корпуса 24 гидрозамедлителя открыта, а сливное отверстие перекрыто. Для того, чтобы на пря-!

5 мой ступени предотвратить поступление рабочей жидкости и гидрозамедлителю, включающийся электромагнитный клапан 28 одновременно действует и на клапан 29, кото-. рый перекрывает доступ к гидрозямедлителю, и на третьей ступени гидрозамедлитель не работает.

Прн прекращении подачи электрического тока к электромагнитному клапану 28 третьей ступени, фрикционзая муфта 6 выключается, а муфта 11 свободного хода второй

25 ступени включается. При прекращении подачи электрического тока и к электромагнитному клапану 27 второй ступени фрикционная муфта 6 второй ступени выключается, что влечет за собой выключение муфты 11 свободного хода второй ступени и включение муфты 9 свободного хода первой ступени.

При установке рычага 37 управления в голожение Н (нейтраль) шип 38 рычага 37 управления входит в паз штока 39, который, 35 перемещаясь рычагом 37, перемещается через вилку 40, промежуточную шестерню 17 и зубчатую муфту 15.

При установке рычага 37 управления в положение R (задний ход) зубчатая муф40 та 15 входит в зацепление с шестернен 16 заднего хода. Крутящий момент ири этом от гндротрансформатора l передается че. рез входной вал 2, шестерни 3 н 7 первой ступени, муфту 9 свободного хода первой

45 . ступени, промежуточный вал 8, шестерни 18, 17 и !6 заднего хода и зубчатую муфту 15 на выходной sa4! 14. Гидрозамедлитель при этом выключен, так как ведущей является шестерня 12, а не шестерня 13. е

Формула изобретения

I. Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая корпус, в

55 котором расположены гидротрансфс1пматор, коробка переда ч, состоя щяя нз в ходного ваЛа, связанного . с турбинным колесо<, гидротрансформатора, промежуточного вяля на котором установлен гндрозачедлитель с клаиаиоч управления, имеющим иоддвижньц

647! 52 элемент, в. ходного вала, связанного посредством фрикционных муфт с входным валом, а посредством зубчатой косозубой передачи -- с промежуточным валом, кинематически соединенным с входным валом, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения автоматического управления гидрозамедлитслем, одна из шестерен зубчатой гередачи установлена подвижно в осевом направлении на промежуточном валу и кинематически связана с подвижным элементом клапана управления гидрозамедлителем.

2. Гидромеханическая передача по п. 1, отличающаяся тем, что шестерня, связанная с подвижным элементом клапана управления гидрозамедлителем, установлена на валу посредством шлицев, а кинематическая связь состоит нз штока, соединенного с шестерней, и рычага, шарнирно установлен. ного на корпусе и поджатого к штоку посредством пружины. Источники информации, принятые во вни-!

В мание при экспертизе

1. Патент Великобритании № 1!92530, кл F 2 D,.1968, 2. Авторское свидетельство № 493104, кл, В 60 К 17/1О, 1974, Составитель В. Ухнин

Редактор О. Торга1иева Техред О. Луговая Корректор Л. Веселовская

Заказ.222/l2 Тираж 803 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и огк р ыт ий

1 t 3035. Москва, Ж-35, Рэушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>. г, У«город, ул. Проектная, 4