Упорный подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических республик (ti) 64-7470 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.10.76 (21} 2414938/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет р1) м. Клв

F16 С 17/08

Государственный комитет

СССР по делам нзоеретеннй и открытей

Опубликовано 15.02.79.Бюллетень № 6 (53) УДК 621 822..2 (.088.8) Дата опубликования описания 18.02.79 (72) Автор изобретения

A. В. Терещенко (7l) Заявитель (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами.

Известен упорный подшипник скольжения, содержащий диск, опирающийся на размещенные в маслованне сегменты, состоящие из жесткого антифрикционного покрытия и корпуса, в котором выполнены каналы для подачи смазки под давлением, сообщающиеся с глухими канавками на рабочих поверхностях сегментов, имеющими наклонные стенки, и с трубопроводами системы подачи смазки под давлением (1).

Однако известный подшипник имеет сложную конструкцию, в которой предусмотрена специальная система подачи смазки под давлением.

Цель изобретения — упрощение конструкции путем обеспечения самосмазывания в периоды пуска и останова.

Для этого антифрнкциониое покрытие выполнено.из упругого материала, а входное отверстие трубопровода расположено выше рабочей поверхности сегмента, сообшено с маслованной и обращено в сторону, обратную направлению вращения диска.

Глухие канавки могут быть выполнены радиальными с углом наклона стенок, уменьшающимся к периферии сегмента.

На фиг. 1 изображен сегмент упорного подшипника скольжения; на фиг. 2 — раз5 рез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 2; на фиг. 4 — разрез  — В фиг. 2; на фиг. 5 — сегмент с двумя канавками и трубопроводами.

Упорный подшипник скольжения содержит диск (на чертеже не показан), опира16 ющийся на размещенные в маслованне (на чертеже не показана) . сегменты состоящие из упругого антифрикциоиного покрытия 1, закрепленного на корпусе 2, в котором выполнены каналы 3 и 4, сообщающиеся.с глухими радиальными канавками 5 на рабочих поверхностях б сегментов. Канавки выполнены со стенками 7, расположенными под уменьшающимся к периферии <егмента углом (ае (а ).

С другой стороны каналы 3 и 4 сооб2п щаются с трубопроводами 8, в которых раэмешены закрепленные кронштейном. 9 обратные клапаны 10 с входным отверстием

1i, расположенным выше рабочей. поверхности 6 сегментов, сообщающимся с маслб. ванной и обр" ùåííûì в сторону, обратную направлению вращения диска.

При больших габаритах сегмента для улучшения условий самосмазывания возможно исполнение двух и более глухих канавок

5 иа поверхности трения 6 сегмента и соответственно двух и более обратны:. клапанов 10, причем каждая пара «обратный клапан —. канавка не связаны между собой гидравлически с тем, чтобы не допустить перетекание жидкости из области больших давлений в область меньших давлений в режиме гидродинамического трения.

Подшипник работает следующим образом, В первый момент пуска под нагрузкой, когда давление в области трения еще отрицательное и обратный клапан 10 под действием отрицательного давления и статического столба жидкости между обратным клапаном 10 и поверхностью трения 6 открыт, смазка осуществляется из маслованны через трубопровод 8 и каналы 3 и 4 в корпусе 2 сегмента.

По мере возрастания оборотов диска в зоне трения сегмента образуется гидродинамическое давление, которое закрывает обратный клапан 10, разобщая тем самым зо. ну трения и маслованну. Подшипник выходит на гидродинами:еский режим.

В период установившегося режима работы обратный клапан 10 под действием гидродннамических давлений, развивающихся в несущем масляном слое, находится в закрытом положении. В процессе останова, когда гидродпнамический режим в сегменте трансформируется ввиду падения скорости скольжения диска в режим полусухого трения, упорный диск и упругая поверхность трения 6 сегмента вступают в непосредственный контакт. Под действием веса враш,ающихся частей упругая поверхность трения

6 сегмента деформируется. При относительном скольжении двух плотно прижатых друг к другу поверхностей в области трения развивается отрицательное давление, способствующее от <рытию обратного клапана 1О, который через трубку 8 и каналы 3 и 4 в корпусе 2 сегмента сообщается с радиальной канавкой 5 на поверхности трения 6 сегмента. Охлажденная смазка маслованны заполняет канавку 5, откуда упорным диском заносится в область трения сегмента.

Установка обратного клапана 10 выше плоскости трения, но ниже уровня масла в маслованне подшипника обеспечивает статический столб жидкости, способствующий скорейшему открытичо обратного клапана и подаче дополнительной смазки в область трения в периоды останова и пуска.

Кроме того, установка входного отверстия 11 трубопровода 8 в сторону, обратную вращению упорного диска, -, е. навстречу набегаюн!ему потоку смазки в маслованне подшипника, способствует открытию- обратного клапана 10 в режиме останова также за счет скоростного напора жидкости в маслованне.

Профиль канавки 5 исключает возможность турбулизации потока в режиме гядродинамического трения.

Углы скосов канавки 5 в тангенциальных сечениях уменьшаются в направлении периферии. При таком исполнении скосов расход смазки в тангенциальных направлениях в процессе самосмазывания возрастает с увеличением радиуса, что необходимо для выравнивания условий трения по площади сегмента.

В результате подачи дополнительной смазки в зону трения снижается коэффициент трения, повышается износостойкость, долговечность и надежность подшипника при несложной конструкции.

Формула u=-обретения

1. Упорный подшипник скольжения, содер>кащий диск, опирающийся на размещенные в маслованпе сегменты, состоящие из антифрикционного покрытия и корпуса, в котором выполнены каналы, сообщающиеся с глухими канавками на рабочих поверхностях сегментов, имеющими наклонные стенки, и с трубопроводами,, в которых,размещены обратные клапаны, отличаюи<ийся тем, что, с целью упрощения конструкции путем обеспечения самосмазывания в периоды пуска и останова, антифрикционное покрытие выполнено из упругого материала, а входное отверстие трубопровода расположено выше рабочей поверхности сегмента, сообщено с маслованной и обращено в сторону, обратную направлению вращения диска.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что глухие канавки выполнены радиальными с углом наклона стенок, уменьша<о<цимся к периферии сегмента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Александров A. Е, Подпятники гидроагрегатов. М., Энергия, 1975, с. 113.

647470

Б-Б у

Составитель И. Крылова

Техред О. Луговая Корректор И. Гокснч

Тираж i138 Подписное

Редактор И. Острова

За каа 278/30

0НИИЙИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

1 I 3035. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Фнаюал ППП <Патента, г. Ужгород. уа. Проектная. 4