Демпферная опора вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(ii)647471

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (51) М. Кл. F 16 С 27/02 (22) Заявлено 24.11.76(21) 2422946/25-27 с присоединением заявки №

Гооудератвеииый «омитет

СССР оо делам изабрвтений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 621.822..5(088.8) Опубликовано15.02.79.Бюллетень № 6

Дата опубликовании описания 18. 02.79

Н. В. Григорьев и В. М. Исаков (72) Авторы изобретения

Северо-Западный заочный политехнический институт (71) Заявитель (54) ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ВАЛА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных опорах электрических малошумных силовых установок с нестабильной номинальной скоростью вращения.

Известна демпферная опора вала, содержащая вкладыш, установленный в kopnyce посредством по крайней мере одного ряда упругих элементов и промежуточного вкладыша, а также дополнительную массу, связанную посредством дополнительных упругих элементов в виде пружин или резинового кольца с промежуточным вкладышем 11).

Недостатком известной опоры является обеспечение эффекта демпфирования колебаний только на фиксированной частоте, соответствующей частоте вращения вала, и равной парциальной частоте колебаний дополнительной массы.

Эта парциальная частота при постоянной величине самой массы однозначно определяется величиной жесткости винтовых пружин, на которые установлена дополнительная масса. Это ведет к тему, Что при незначительном несовпадении оборотной частоты с парциальной эффективность демпфирования известной опоры резко снижается, т. е, известная опора вала эффективно демпфирует оборотную вибрацию только в узком фиксированном диапазоне частот.

3 Кроме того, известная опора имеет значительные осевые габариты.

Целью изобретения является расширение эксйлуатационных возможностей путем уве1 личения частотного диапазона эффективного демпфирования и уменьшение габаритов.

Для этого предлагаемая демпферная опора снабжена демпфером колебаний дополнительной массы, а промежуточный вкладыш выполнен с замкнутой полОстью, В которой расположена дополнительная масса.

Демпфер колебаний дополнительной массы может быть выполнен жидкостиым с заполнением жидкостью замкнутой полости промежуточного вкладыша, при этом в дополнительной массе выполнены сквозные радиальные и тангенциальные каналы.

На фиг. 1 изображена предлагаемая демпферная опора вала, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же. продольный разрез.

Демпферная опора вала состоит из втулки 1, запрессованной во вклады(3 2, установленный в корпусе (на чертеже не показан) посредством, по крайней мере, одного ряда упругих элементов 3 в виде пластик и nïè рающегося на них с помощью сферических шпонок 4 промежуточного вкладыша 5, выполненного с герметичной замкнутой полостью 6, заполненной жидкостью, например силиконовым маслом. В (>)лости 6 размещена дополнительная масса 7, связанная с промежуточным вкладышем 5 с помощью дополнительных упругих элементов 8, предохраняющих ее от прилипания к промежуточному вкладышу 5 и соударения с ним.

В дополнительной массе 7 выполнены сквозные радиальные 9 и тангенциальные 1О каналы определенного сечении, обеспечиваю„щие жидкостное демпфирование дополнитель ной массы 7. На промежуточном вкладыше

5 расположена заправочно-сливная пробка 11. Динамические усилия, иду(цие от вала lí3 чертеже не показан), передаются через вкладыш 2, упругие элементы 3 на промежуточный вкладыш 5. На него также передаются через жидкость и дополнительный упругий элемент 8 инерционные усилия, развиваемые дополнительной массой 7. Эти инерционные усилия прн настройке дополнительной массы 7 на максимальную амплитуду колебаний в некотором диапазоне частот путем подбора проходных сечений каналов 9 и 1О и вязкости жидкости нрнблизитедьно равны по величине и противофазны усилиям, приходящим и вкладышу от внбронзолируемого вала. В этом случае происходит существенное снижение амплитуд колебаний вкладыша в расширенном диапазоне частот около частоты настройки, что приводит к ослаблению усилий, передающихся от вкладыша 2 на корпус опоры ваяв.

Изобретение позволяет снизить виброактивность роторных машин на оборотной частоте прн блу жл;) нии посл ;ill(Й в сил причин случайно((> или детерминир(>ванн(п(> х31)3ктер3 Ок() "I() н(>ми)(()л ь ного 3 пачеH >I >I B расширенном диапазоне частот, спос()б(TBYH тем самым созданию малов)ум>iûx м3(IIèн и механизмов: повысить надежность и ср(>к слу жбы приборов и систем, работаю>цих вблизи виброизолируемого ротора; сио((>бствует выполнению санитарных норм Iio шуму и вибрации в промышленных помещениях и на транспортных средствах.

Форл(ула изобретения

ls 1. Демпферная опора вала, содержа(цая вкладыш, установленный в корпусе посредством по крайней мере одного ряда упругих элементов и промежуточного вкладыша, а также, дополнительную массу, связанную посредством дополнительных упругих элементов с промежуточным вкладышем, отличаюи аяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем увеличения частотного диапазона эффективного демпфирования и уменьшения габари25 тов, она снабжена демпфером колебаний дополнительной массы, а промежуточный вкладыш выполнен с замкнутой полостью, в которой расположена дополнительная масса.

2. Демпферная опора вала по п. 1, птличающаяся тем, что демпфер колебаний дополнительной массы выполнен жидкостным с заполнением жидкостью замкнутой полости промежуточного вкладыша, при этом в дополнительной массе выполнены

3$ сквозные радиальные и тангенциальные каналы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Авторское свидетельство № 422876, кл. F 16 С 27/00. 1972.

Составитель И. Крылова

Редактор Л. Василькова Техред,0. Луговая Корректор И. Гоксич

Заказ 278g0 Тираж 1138 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета CCCP по дела н изобретений н открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгораи. ул. Проектная. 4