Упруго-предохранительная центробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

-ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДВ ИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-вуМ 611049 (22) Заявлено 11.07.72(21) 1807849/25-27 фоюа Советских

Социалистических

Республик (ii)647484 (51) М. Кл. "

F 16 0 4Э/20 с присоединением заявки №Тесудврственный нсннтвт ссср нв делам нзввретвннй н вткрытнй (2З) Приоритет (53) УДК 621 825.. 5(088.8) Опубликовано15.02.79.Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 18.О2.79 (72) Авторы изобретения

Б. А. Лабковский и Е, N. Волчков

Кузбасский политехнический институт (71) Заявитель (54) УПРУГО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных машинных агрегатах для их защиты от динамических перегрузок.

Известна упруго-предохранительная центробежная муфта по основному авт. св. № б11049, содержащая центральное колесо и сателлиты, снабженные барабанами, частично заполненными сыпучим материалом, причем в каждом барабане установлена радиальная перегородка.

Однако эта муфта не может реверснровать движение ведомого вала без реверса двигателя. Прибегать к реверсированию двигателя не всегда экономично. В частности, в машинных агрегатах, особенно работающих в тяжелых режимах, например горных машинах, момент инерции ротора двигателя значительно превосходит по величине приведенной к валу двигателя момент инерции ведомых элементов, поэтому при реверсировании двигателя имеет место значительное время реверса (малое быстродействие), так как ротор участвует в реверсе. При этом необходимо иметь значительную установленную мощность двигателя, так как при быстром реверсе двигатель должен преодолевать большой динамический момент. Увеличение мощности двигателя приводит к снижению КПД привода и увеличению динамических перегрузок в механической цепи при реверсе.

Предлагаемая муфта с целью обеспечения реверсивного вращения ведомого вала снабжена второй такой же муфтой, расположенной на ведущем валу зеркально-симметрично первой, и толкателем, установленным на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, прИчем центральное колесо второй муфты связано с ведущей полумуфтой передачей с отрицательным числом, а радиальные перегородки установлены в барабанах свободно и соединены с толкателем.

На фиг. 1 представлена схема описываемой муфты; на фиг, 2 — сечение А — А фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б фиг. 1.

Муфта состоит из водила l, жестко закрепленного на ведущем валу, и солнечного колеса 2, жестко закрепленного на ведомом

2В валу. Второе солнечное колесо 3 установлено на ведомом. валу свободно и кинематически связано с ним конической передачей 4 с отрицательным передаточным числом. На водиле I находятся сателлиты 5, входящие

Форнула изобретения в зацепление с колесом 2, и сателлиты б, входящие в зацепление с колесом 3. Таким образом на ведомом валу зеркально-симметрично установлены две Муфты. Сателлиты

5 и 6 снабжены барабанами 7 и 8 соответственно и частично заполнены сыпучим материалом. Внутри каждого барабана в осевом направлении свободно может переме-щаться радиальная перегородка 9. Каждая соосно установленная .пара радиальных перегородок, соединенных между собой, связана с толкателем 10, который, в свою оче" редь, перемещается в осевом направлении под воздействием, например, электро ма гнита 11.

При работе муфты напрямую радиальные перегородки сдвинуты таким образом, что выходят полностью из барабанов 8 и пол ностью перегораживают барабаны 7, При этом в барабанах 7 (см. фиг, 2) сыпучий материал в установивьнемся режиме работы, давя на перегородку, образует квазинеподвижный небаланс сателлита 5, образуя динамическую связь между. звеньями первой муфты. В результате муфта блокируется.

В барабанах 8 второй муфты перегородок в этом режиме движения нет. Это обуславливает, в свою очередь, отсутствие связи между барабанами 8 второй муфты и находящимися в них порциями сыпучего -атериала. При гладких стенках барабанов силой трения между этими стенками и сыпучим материалом можно пренебречь ввиду ее малости. Отсутствие такой спп3М позволяет солнечному колесу 3 второй муфты, связанному с ведомым валом передачей с отри цательн ы м передаточным числом, вращаться в направлении, противоположном направлению вращения водила (вала двигателя}, При этом сателлиты второй муфты вращаются даже в установившемся режиме движения при остающемся в них почти неподвижным относительно водила сыпучем материале. При этом сыпучий материал занимает положение, при котором центр его тяжести наиболее удален от оси вращения водила (фиг. 3).

11ри этом плечо силы инерции Г„„относительно оси вращении сателлита равно нулю, что обусловливает отсутствие динамической связи между элементами второй муфты.

При вращении ведомых элементов в направлении, противоположном направлению вращения двигателя, перегородки 9 должны быть сдвинуты таким образом, чтобы перегородить барабаны 8 второй муфты и полностью освободить барабаны 7 первой муфты. При этом устраняется связь между сыпучим материалом и сателлит" ìè первой муфты, т. е. солнечное колесо 3 начинает вращаться со средней скоростью, равной д средней скорости водила (вала двигателя).

Так как колесо 3 связано с ведомым валом пеуедачей с отрицательным передаточным числом, то это приводит к реверсу ведомых элементов по отношению к валу двигателя.

Солнечное колесо 2 первой муфты жестко . связано с ведомыми элементами. В результате оно вращается также в направлении, противоположном направлению вращения водила. Йри обратном вращении ведомых элементов связь между сыпучим материалом и сателлитами первой муфты отсутствует, что позволяет сателлитам свободно вращаться.

Упруго-предохранительная центробежная .муфта по авт. св. № 611049, отлича ощаяся тем, что, с целью обеспечения реверсивного вращения ведомого вала, она снабжена второй такой же муфтой, расположенной на ведущем валу зеркально-симметрично первой, и толкателем, установленным на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, причем центральное колесо второй муфты

4в связано с вед щей пол муфтой передачей еР ем с отрицатель и, а радиальные перегородки установлены в барабанах свобод<о и соединены с толкателем.

Составитель И. Антипова

Редактор H. Коган - Техред О. Дуговая Корректор И. Гокснч

Заказ 278/30 Тираж 1! 38 Подписное

БНИИПИ .Государственного комитета СССР по делам изобретений н открыт нй

1! 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. д. 45

Фаакал ППП «Патент», г Ужгород, ул. Проектная, 4