Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцмапмстнмесетих

Республик

647800» (б1) Дополнительное к авт. свил-ву о (22) Заявлеио15.08.77 (2 ) 2517190/2с -07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.02.79.Бюллетень № 6

Дата опубликования опи-ания 18.02.79 (51) М. Кл.

Н 02 К 9/197

Н 01 L 39/02

Гасударственный немнтет

СССР ав делам нзобретеннй н аткрытнй (53) УДК 621 31а. .7 13(088.8) B. П. Куевда, Г. Г. Счастдквьтй к Б. A. Шаревский

{72) Авторы изобретения (71} Заявитель

Институт эпектродинамкки AH Украинской CCP (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам с криогенным охлаждением, и может найти применение в промышленной энергетике,наземных и бортовых автономных энергетических установках.

Известна конструкция ротора электрической машины с криогенным охлаждением, в которой полый несущий цилиндр с закрепленной на нем обмоткой непосредственно соединен с цапфами вала (11.

В данной конструкции вращающий момент к обмотке передается от цапфы вала непосредственно через стенки несущего цилиндра, в связи с чем площадь их поперечного сечения должна выбираться из условия обеспечения необходимой механической прочности. С ростом мощности машины эта площадь увеличивается, а следовательно, увеличивается теплоприток к об.мотке, что вызывает дополнительный расход хладагента, снижает надежность работы машины к ее экономические показатели. Указанный недостаток устраняется развязкой жесткого соединения несущего цилиндра с цапфой вала.

Известен ротор электрической машины с криогенным охлаждением, содержащий обмотку, полый цилиндр, состоящий из центрального и концевого участков, и цапфу вала, соединенную с указанным цилиндром, на котором закреплена обмотка (2) .

В данком роторе вследствие того что вращающий момент передается через контактное соединение, представляющее собой большое термосопротивление, теплоприток к тпцентральному участку несущего цилиндра, где расположена обмотка, хотя и уменьшен, все же остается значительным, поскольку соединение концевого тонкостенного участка с цапфой вала выполнено жестким, а толстостенный участок обладает малым термо ð сопротквленкем. Последняя из указанных конструкций является прототипом изобретения.

Целью изобретения является повышение экономичности и надежности работы ротора электрической машины путем снижения теплопритока к обмотке.

Это достигается тем, что ротор снабжен теплоизолкруюгцим кольцом и центркрующкм подшипником. через которые кон1ц вой

647800 у i»crOK цилиндра сос l«fleii с ц,iJ(j>0JI впл», и KO.!ьцев!>!Мн нлястннамн, ч(рсз ко !Орыс цс>нтрпльный участок цилиндра соединен с

i!!111((>ой в сl. i 3 1! с1 с по. 10?кс> 1 li û м 11 1>сl i<0!111спо м

У

ДРУГОЙ < f 10 VIOIJIÜIÎ фи КС ПРУ IОП(НХ П()ОКЛс1101<, HpHHeÌ ОДНИ 113 КОЛЬП(lib!X IIJI ff ftivf II, 3 дРУгнс п,1 с)cTII !i bt игсполо)ксны указанные выступы.

Устранение жесткой связи между концеВЫМ УЧсlСТ!<ОМ Н ЦапфОИ ВЯЛЯ Н 33М(>и(i Т0,1стостс нного концевого участка на систем у контякflfpyfofJIHK друг с другом кольцевых пластин ведет к уменьшению притока тепла к обмотке ротора.

Н<1 1(.. p??????(. ti pe???????? ?????????? to(>1103;IH Чс>СТЬ ро) >ря- со стороны привода, нродол1,нос ссчсп !с.

РОтОр элсктрнческОЙ машины с криогc flным охлажденисм содержит Обмотку 1, 33 креплсннуго HB полом несущем цилш!дре, состоящем Н3 центрального 2 и тонкостенПО! О l чясткон, т(плОБОЙ экрсl и 4, H < 5 с p3(, IIO i10?KeflfH>I ivt H<

1!еи(элсктромагlfHтным экраном 6, и;7li(l)v 7 вала. Теплов<)я изоляция !знутреннсй части

РOTOP3 ООГСП "IНВЯЕТ(и >ЯKi ><Уi)IНРОВ31 ИС. 110лостсй 8. Ох)!<1?кденне роторы с>сущсствлястся жидким или газообразным хладагснтом, напра Пление движения которого показано на чертея<е стрелками.

Несущий цилиндр с обмоткой 1 центрируется относительно цапфы 7 вяла посрсдствол! 1 асажеш!ых на ToftKOcTCHIfblli участок 3 в его торцовой зоне тсплои о?н!рующего кольц:i 9 и подшипника 10. Центральный участок 2 несун,его цилиндра соединен с цапфой вала через систему чередующихся кольцевых пластин 11 и 12, причем пласти> 1 ct! 30?He!It>i vbicTv f3iv н 1 3, входя!цими в отверстия 14 которые выполнены в пластинах (2. Цанфа вяла и центральный участок 2 снабжены выступямн 15 и 16, которые

Входят в Отверстия 1 1 к()Яйних пластин (2.

1v03JbIIe>1ь! е пл асти нь> 1 1 и 2, Отд(>>leH III>i( друг от:1(>уг3 фикснруюсцимн прокладками 17, ня:)жень! На тощ<осте!шый участок 3 через те>;,>.Оизолирую>цук) втулку 18 и поджима)от ; упругим элементом 19, который закреплен н3 цянфе 7.

Вра!ца к>>ци !! момент от 1(а н(1) ы 7 вала передаетсп через систему контактных соединений (5- — 14, 13--14, (6 — 14 к це !тральному участку 2 нссу>ц(10 цилиндра с закрепленной ня НСM Обмоткой 1. 11одшнпник 10 позволяет осуществлять некоторый проворот несущего цилиндра относителын>

II 13(j)I I вала при наличии технологических 33зоров в контактных соединениях выступы-Отl>epсTия.

Изп(бяющий момент, который значительно меньше враща!ощего, воспринимается тонкостенным концевым участком 3 несущего цилиндра, в соответствии с чем и выбирается толщина его стенки.

Система контактных соединений, включак?щая подшипник 10 и последовательный

H3f10p контактиру)ощих через выступы и со-!

5 ответствующие отверстия пластин 11 и 12, представляет собой большое термосопротивленис, что приводит к снижению теплопритоков от цапфы Вала к обмотке ротора.

Уменынение тснлопрнтоков от цапфы вала к обмотке ротора при обеспечении передачи требуемых вращающих моментов повышает экономичность и надежность электрических машин с криогенным охлаждением.

Фир !(!1л(! изобретения

Ротор электрической машины с криогенны."! Охла?кдсн feM, содер?к ащий Об!у вала, соеди3О не шую с указанным цилиндром, на котором закреплена обмотка, отли<гагогиайс?г тем, что, с цельк> г)овь.шсния экономичности и надежности пуTel! Снижения т<>плонрнтока к Обмозi

g$ и центрируtoltjJJM подшипником, через КО!0рые концевой учас)ок цилиндра соединен с цапфой вала, и кольцевыми пластинами, e рез которые центральный участок цилиндра соединен с цанфой вала, расположсшгыми на концевом у гасткс цилиндра и отделенными одна от другой с помощью фиксируюгцих прокладок, причем одни из кольцевых пластин, центральный участок цилиндра и цапфа валя снабжены выступами, à дру! Нс пластины имеют отверстия, в которых расположены указанныс выступы.

ИСТО"IIIHKH ИифОРМ с)ЦИИ, HPHHHTbfe 80 ВНИмание при экспертизе

1. «Arek7iv !(1г Ejej

2. Лвторское свидетельство СССР № 448548, кл. Н 02 К 9/(6. 1973.

С<>ставитель Л. Кар«ена

Редактор T. (Орчикона Техред О. Луговав Корректор T. Ван>кон><«

Заказ:330/48 Тира>к 856 П<><пнсное

ПН И И ПИ Го< ударственно< о мочите> а СССР по делам изобретений и о<ар<,<т и

I l 3035. Москва, Ж-85, Раушская нао, д. 4/5

Филиал ППП «Патентз, г. Ужгород, ул Проектнач, 4