Способ определения пороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автоматическом управлении его ступенчатой трансмиссией

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Севз Советским

Социалистических

Республик

<„>648458 (61) дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаЯвлено 08.1275 (21) 2331618/27-11 (51) М. Кл.

В 60 К 41/06 с присоединением заявки №

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 629.113 -585-52 (088.8) Опубликовано 250279, Бюллетень №

Дата опубликования описания 25,0279

Г.Б.Шипилевский, Ю.К.Клейн, Г.В.Молоствов и Е.E.Фрейдензон (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРА

ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОМ

УПРАВЛЕНИИ ЕГО СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕЙ

1 2

Изобретение касается автоматического управления сельскохозяйственны- ми тракторами и может быть использовано при разработке систем автоматического регулирования загрузки дви-. гателя тракторов, имеющих ступенчатую механическую трансмиссию с переключением передач на ходу под нагрузкой.

Известен способ определения пороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автоматическом управлении его ступенчатой транс-. миссией, заключающийся в определении зависимостей мощности двигателя от нагрузки на выходном валу трансмиссии на различных передачах и последующем определении по полученным зависимостям пороговых значений параметрр загрузки двигателя (1) .

Однако известный способ при автоматическом регулировании загрузки тракторного двигателя не позволяет получить от последнего максимально возможную мощность в эксплуатационных условиях, а также устранить необходимость перенастроек системы, так как значения параметров двигателей варьируют в широком диапазоне при выпуске и в процессе эксплуатации, что, в свою очередь, требует соответствующего изменения величины порогов переключения передач.

Целью изобретения является осуществление автоматической корректировки пороговых значений параметра загрузки в процессе эксплуатации двигателя.

Это достигается тем, что измеряют значения мощности двигателя в момент переключения передачи и спустя промежуток времени, не превышающий длительности переходного процесса двигателя, изменяют величины пороговых значений параметра загрузки на величину, пропорциональную разности измеренных значений мощности двигателя с учетом ее знака.

Тем самым обеспечивается самонастройка порогов регулирования в зависимости от изменяющихся в процессе эксплуатации значений параметров тракторного двигателя.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежом, на котором приняты следующие обозначения: крутильная характеристика трактора (I квадрат), представляющая собой зависимость мощность двигателя Ме — крутящий момент Ч на вторичном валу короб648458

Ъ ки передач, и регуляторная характеристика двигателя (II квадрат).

Так как целью изобретения является обеспечение оптимального регулирования загрузки двигателя, т.е. получение от него максимально возможной мощности при различном техническом сос- 5 тоянии (криВая KABC) переключение передач должно осуществляться по крутильной характеристике в точках

A и В при установленных порогах переключения П" и П по нагрузке, кото- К рым соответствуют пороги недогрузки (П с, и П„) и перегрузки (Пдди П») на регуляторной характеристике двигателя (1). квадрат).

На реальном тракторе ввиду неравно-15 мерности геометрического ряда трансмиссии точки A и В обычно расположены на разных ординатах, в связи с чем необходимы и различные пороги переключения по характеристике двигателя (пороги Пяс и П„ — для neveдач II-III и П и П„ — для передач

НЬ

1-1 ).Кроме того, дайные испытаний тракторов и двигателей свидетелЬствуют об изменении характера протека 25 ния крутильных характеристик в процессе эксплуатации. При этом точки пересечения крутильных характеристик смешаются относительно ранее установленных порогов, в результате чего переключение происходит в невыгодном режиме (например, в точке А при значении порога переключения П ), а потери мощности определяются площадью заштрихованного треугольника

АА А.

Согласно предлагаемому способу измеряют значение параметра 2 загрузки двигателя (т.е. крутящий момент

1Ig ) и частоту вращения вала Ы двигателя в момент выдачи команды 40 на переключение передачи (Е и M y, ) и через промежуток времени, не превышающий длительности переходного процесса двигателя (Ет и Ыт), вычисляют их произведения, определяя мощ- 45 ность двигателя в рассматриваемые моменты (Ив„ = „u, т.е. ордината точки А,. Кв =Енса, т. е. ордината т точки A ). Разность ординат точек

А и A дает величину скачка по 5() мощностилК = ы.,-Е,.а „ в соответствующем масштабе. При этом старое значение порога переключения II замес

Н

1 няется на новое П, пропорциональное величине скачка и с учетом его знака по соотношению;

+ К (4 т т Я р где К вЂ” коэффициент пропорциональности, При новом значении порога переключение смежных передач II u III будет происходить в оптимальном режиме (точка А).

Использование предлагаемого способа обеспечивает по сравнению с известными способами.а) более полное изспользование мощности двигателя, а следовательно, и большую производительность тракторного агрегата; б) устранение необходимости заводских и эксплуатационных перенастроек порогов по параметру загрузки, что значительно сокращает время на обслуживание системы регулирования; в) упрощение конструктивной реализации системы регулирования загрузки тракторного двигателя.

Формула изобретения

Способ определения йороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автома.тическом управлении его ступенчатой трансмиссией, заключающийся в определении зависимостей мощности двигателя от нагрузки на выходном валу трансмиссии на различных передачах и последующем определении по полученным зависимостям пороговых значений параметра загрузки двигателя, о т л и ч а ю щ и и я тем, что, с целью осуществления автоматической корректировки пороговых значений параметра загрузки в процессе эксплуатации двигателя, измеряют значения мощности двигателя в момент переключения передачи и спустя промежуток времени, не превышающий длительности переходного процесса двигателя, изменяют величины пороговых значений параметра загрузки на величину, пропорциональную разности измеренных значений мощности двигателя с учетом ее знака.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Статья Горбунова П.П. Некоторые вопросы автоматизации тракторных трансмиссий. B сб. Автоматизация режимов работы тракторных трансмиссий, М., l963.

648458

Пни

Составитель С. Макаров

Техред 3. Фанта Корректор E ° Ïàïï

Тираж 803 Подписное

IIHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35 Ра; шская наб. д. 4 5

Редактор Н.Козлова

Заказ 462/17

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4