Гибкое колесо герметичной волновой передачи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
E иихф z 16lt фГЛРффг-п т™ %Я . баойаетеае VF.4
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
648768 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 10, 10.77 (21) 2532233/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано25.02.79.Бюллетень № 7
Дата опубликования описания 28.02,79 (51) М, Кл
F 16 Н 1/00
У 16 Н 57/00
Государстввнный комитет
СССР оо данам нэоорвтоннй и открытий (53) УДК 621. 83. . 05 (088. 8) (72) Автор изобретения
В. С. Дудников
Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени 300-летия воссоединения Украины с Россией (71) Заявитель (54) ГИБКОЕ КОЛЕСО ГЕРМЕТИЧНОЙ
Волновой передАчи
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройству герметичных волновых передач, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, где требуется передавать движение через герметичную стенку, например в авиационно-космической, криогенной и вакуумной технике, при работе с агрессивными средствами, в ядерной энергетике.
Известны гиокие колеса герметичных волновых передач, представляющие собой тонкостенные тела вращения различной конфигурации, которые после присоединения к корпусу передачи разделяют герметично между собой две полости. Деформируясь под действием вращающегося генератора деформаций, находящегося в одной из полостей, колеса передают движение ведомому звену, находящемуся во второй полости (!).
Такие колеса герметичных волновых передач характеризуются значительной жесткостью и усталостным режимом работы, что приводит к недостаточной долговечности и надежности в работе.
Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности является гибкое колесо герметичной волновой передачи, выполненное в виде тонкостенного тела вращения с элементом, предназначенным для присоединения к корпусу (2).
Эти гибкие колеса недостаточно надеж5 ны и долговечны по герметизации, особенно при получении их методом точения. Известно, что разгерметизация гибкого колеса происходит значительно раньше его механического разрушения.
Нарушение герметичности может (в зависимости от разделяемых сред) привести к взрыву, отравлению, радиоактивному заражению, выходу из строя других узлов и агрегатов.
Цель изобретения — повышение надеж15 ности передачи.
Это достигается тем, что тонкостеHH0c тело вращения выполнено многослойным и каждый элемент слоя, предназначенный для присоединения к корпусу, соединяют с ннм а втоном но.
На чертеже показано устройство гибкого колеса герметичной волновой передачи.
Гибкое колесо содержит слои 1 и 2, выполненные в виде тонкостенных тсл вра648768
Формула изобретения
Составитель В. Никишин
Редактор T. Загребельная Техред О. Луговая Корректор А. Кравченко
Заказ 526/34 Тираж 1138 Подписное
HHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 щения, вставленных друг в друга, элементы 3 и 4 соответственно каждого слоя, предназначенные для присоединения к корпусу 5.
Гибкое колесо работает следующим образом.
Генератор (на чертеже не показан) деформирует совместно слои 1 и 2. При вращении генератор; в многослойном гибком колесе возникает бегущая волна деформации, которая приводит к взаимному обкатыванию его с ведомым элементом волновой передачи. При малой разнице обкатываемых периметров реализуются большие коэффициенты редукции угловой скорости.
При нарушении герметичности одного из элементов герметичность колеса и работоспособность передачи обеспечивается ™ ругим элементом.
Основным преимуществом изобретения является то, что при таком выполнении гибкого колеса нарушение герметичности одного или нескольких слоев не приводит к потере герметичности всем колесом, пока есть хотя бы один ненарушенный слой. Нарушение герметичности отдельных слоев не сопровождается указанными последствиями.
Все это увеличивает период безопасной эксгплуатации волновой передачи.
Раздельное соединение гибких элементов с корпусом, давая возможность осуществить контроль герметичности каждого элемента и места его соединения с корпусом в отдельности, также способствует повышению надежности и степени герметизации всего гибкого колеса.
В некоторых случаях возможно уменьшение толщины каждого отдельного слоя, что, снижая напряжения изгиба от генератора деформаций, также способствует повышению надежности, снижению радиальной жесткости гибкого колеса, уменьшению нагрузок на генератор деформаций.
1. Гибкое колесо герметичной волновой передачи, выполненное в виде тонкостенного тела вращения с элементом, предназначенным для присоединения к корпусу, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности передачи, тонкостенное тело вращения выполнено многослойным.
2. Колесо по и. 1, отличающееся тем, что каждый элемент слоя, предназначенный для присоединения к корпусу, соединяют с ним автономно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Волновые передачи. Итоги науки и техники. Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод, т. 4, М., 1972, с. 111. рис. 26 г, д, л, н; с. 179, рис. 50, с. 108, рис. 23, с. 109, рис, 24, 25.
2. Иванов М. Н., Иванов В. Н. Детали машин. Курсовое проектирование. «Высшая школа», М., 1975, с. 181, рис. 6.6.