Способ измерения мертвого хода зубчатого механизма
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ
Соеэ Сюветскмк
Соц алмстммесюа
Раслублмк 648828 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаЯвлено04.04.77 (21) 2472133/25-28
g (51) М. Кл. с присоединением заявки № (23) Приоритет
Ст 01 В 5/20
ГееудаРетееееьа «еметет
СССР ее девам езеерезееев я етермтее Опубликованр25,02.79.Бюллетень № 7
Дата опубликования описания 28.02.79 (53) УДК 531.717. . 2:62 1. 833 (088.8) (72) Авт ори изобретения
B. Е. Наринский, А. А. Тимченко, В. С. Чуб и И, H. Шербатюк (71) Заявитель, (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МЕРТВОГО ХОДА
ЗУБЧАТОГО МЕХАНИЗМА
Изобретение относится к измерениям в машиностроении, а именно к способам измерения погрешностей в зубчатых передачах.
Известен способ измерения мертвого хода зубчатого механизма, содержащего силовую цепь, заключающийся в том, что ко входному валу поочередно прикладывают крутящий момент при застопоренном выходном вале и изма ряют угол поворота входного вала (1).
Недостаток известного способа сос» тоит в том, что условия работы зубчатого механизма полностью не воспроизводятся, применение стопорного устройства приводит к появлению дополнительных упругих деформаций механизма, которые не учитываются при измерении.
Известен также способ измерения мертвого хода зубчатого механизма, содержащего силовую и отсчетную цепи, заключающийся в том, что к входному валу силовой цепи поочередно прикладывают крутящий момент в обоих направлениях, достаточный для страт ивания с места выходного вала отсчетной цепи, измеряют утры поворота этих валбв н по результатам измерений судят î величине мертвого хода j2).
Однако при таком измерении мертво го хода не учитываются величины упру гого мертвого хода силовой пепи зубча-. того механизма, так как измерения производят без приложения на входной вал зубчатого механизма крутящего момента, обеспечивающего упругую де формацию звеньев силовой цепи.
Белью изобретения является повышение точности контроля (измерения) мертвого хода зубчатого механизма.
Это достигается тем, что K Bb1xGllHo» му валу силовой цепи одновременно прикладывают противодействующий крутящий момент, величина которого возрастает пропорционально углу поворота этого вала, а к входному валу силовой цепи прикла?ывают крутящий момент, 648828 обеспечивающий упругую деформашпо звеньев силовой цейи.
Таков приложение противодействующего крутящего момента обеспечивает передачу движения на отсчетную пень и одновременно упругую деформацию звеньев силовой пепи.
Йа чертеже изображена схема при ложения противодействующего крутящего момента на выходной вал силовой цепи»
Мертвый ход зубчатого механизма измеряют следующим образом.
На:выходной вал 1 силовой цепи 2 устанавливается устройство 3 стопореиия, содержащее упругий элемент 4.
Нагружают входной вал 5 силовой цепи 2 расчетным грузом 6, при этом рас четный крутящий момент равен сумме, состоящей из момента страгивания силовой и отсчетной цепей и момента упругого скручивания звеньев силовой цепи.
Прилагаемому крутящему моменту противодействует упругий элемент, содержащий противодействующий крутящий момент с учетом передаточного отношения от выходного вала силовой цепи до входного вала силовой пепи.
После приложения указанного крутящего момента наблюдают поворот входного вала 5 силовой пепи на некоторый угол с одновременным деформированием упругого элемента 4, а также поворот выходного вала 7 отсчетной цепи 8 на некоторый угол. При этом происходит преодоление момента сграгивания отсчетной цепи 8, полностью выбирается зазор между рабочими профилями зубьев всех колес силовой и отсчетных цепей, а также происходит упругое скручивание звеньев силовой пепи 2 механизма.
После окончания поворота входного вала 5 саловой цепи фиксируют положения валов 5 и 7 на отсчетных устройст вах 9 и 10, установленных соответственно на входном валу 5 силовой цепи и выходном валу 7 отсчетной цепи.
Снимают грузы 6. Затем создают нагрузку грузами 11, равными по вели чине грузам 6, на вал 5, направленный в противоположную сторону моментам.
Снимают отсчеты углов поворота входного вала 5 и выходного вала 7 от зафиксированного положения.
Производят расчет величины мертвого хода по формуле
< М К =® / 1 где a6 - величина угла поворота входного вала силовой цепи; ф — величина угла поворота выход10 ного вала отсчетной пепи;
4 - передаточное отношение от выходного вала отсчетной пепи до входного вала силовой цепи (передаточное
15 отношение зубчатого механизма).
С помощью предлагаемого способа стало возможным измерить в условиях эксплуатапии, приближенных к реальным, величину мертвого хода, механизма, содержащего силовую и отсчетную цепи.
Формула изобретения
Способ измерения мертвого хода зубчатого механизма, содержащего силовую и отсчетную цепи, заключающийся в том, что к входному валу силовой пепи поочередно прикладывают крутящий момент в обоих направлениях, достаточный для страгивания с места выходного вала отсчетной цепи, измеряют углы поворота этих валов и по результатам измерений судят о величине мертвого хода, отличающийся тем, / что, с целью повышения точности контроля, к выходному валу силовой цепи
; одновременно прикладывают противодейсч
; вующий крутящий момент, величина коI торого возрастает пропорпионально углу поворота этого вала, а к входному валу силовой цепи прикладывают крутящий
: момент, обеспечивающий упругую деформацию звеньев силовой цепи. ч45
Источники информации, принятые во . внимание при экспертизе
1. Литвин Ф. Л. Проектирование механизмов и деталей приборов. Л., Машиностроение, 1973, с. 112.
2. Авторское свидетельство СССР
Ж 504070, кл. Q 01 В 5/20, 1976.
648828
Составитель Л. Кениг
Редактор Л. Народная Техред Л. Алферова Корректор С. Патрушева
Закж 539/38 Тираж 865 Подписное
UHH ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент . r. Ужгород, ул. Проектная, 4