Широкозахватное дисковое орудие
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е !
ИЗОБРЕТЕНИ Я
Союз Советских
Социалистических
1»!649345
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.08.76 (21) 2392291/30-15 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.79. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.79 (51) N. Кл, А OIB 7/00
Государственный ком нтет по делам изобретений и открытнн (53) УДК 631.312.69 (088.8) (72) Авторы изобретения В. В. Парамонов, И. К. Макарец, Ю. И. Токов, P. Б. Иорданский, В. Э. Болендер, А. П. Ковалещенко, А. С. Буряков, В. Я. Шатии, Ю. В. Черкашин и И. С. Терещенко (71) Заявитель Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения им. В. П. Горячкина (54) ШИРОКОЗАХВАТНОЕ ДИСКОВОЕ ОРУДИЕ
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к широкозахватным дисковым орудиям.
Известно широкозахватное дисковое орудие, содержащее боковые секции, тяговые 5 брусья и батареи дисковых рабочих органов (1).
Наиболее близким к изобретению техническим решением является широкозахватное дисковое орудие, включающее две ос- 10 новные боковые секции с тяговыми брусьями и дисковыми батареями с рабочими органами и каретки с самоустанавливающимися колесами (21.
Недостатками этих орудий являются 15 большие трудозатраты на перевод их из рабочего в транспортное положение и невозможность обеспечения необходимого копирования почвы по ширине захвата и по длине двумя рядами, что ведет к снижению 20 надежности орудия и ухудшению качества его работы.
Целью изобретения является улучшение качества обработки почвы и уменьшение трудозатрат на перевод орудия из рабочего 25 положения в транспортное.
Это достигается тем, что орудие снабжено дополнительными боковыми секциями, которые установлены симметрично основным и соединены с ними посредством расположенных на торцах кареток, выполненных из двух полурам, связанных между собой вертикальным шарниром, причем боковые секции каждого ряда соединены между собой соответственно передней и задней по ходу движения Одноосными тележками, которые связаны центральным брусом. Передняя одноосная тележка соединена с центральным брусом продольным горизонтальным шарниром, а задняя установлена с возможностью перемещения по расположенным на центральном брусе роликовым направляющим, При этом центральный брус снабжен фиксатором для жесткого замыкания его в рабочем положении орудия и при изломе вокруг вертикального шарнира в положении с уменьшенной транспортной шириной. Кроме того, тяговые брусья боковых секций соединены с полурамами кареток посредством втулок, одна из которых установлена на них в горизонтальном шарнире, а другая — жестко, а с одноосными тележками посредством установленных на них шаровых шарниров, 649345
l3
На фиг. 1 изооражепо широкозахватное дисковое орудие в рябо !ем положении, вид свсрху; на фиг. 2 — то же, в транспортном голожспии; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2.
Широкозахватное дисковое орудие снаб>ксно двумя дополнительными боковыми секциями 1 и 2, которые установлены симметрично основным 3 и 4 и соединены с ними посрсдством кареток, выполненных пз двух полурам 5 и 6, связанных между собой в ртикальным шарниром 7. Боковые секцп!! 1, 2 и 3, 4 каждого ряда соединены между собой, соответственно, передней 8 и задней 9 одноосными тележками, которые связаны центральным брусом 10.
Боковые секции 1, 2 и 3, 4 состоят из тяговых брусьев 11 с установленными на них дискоьыми батареями 12 с рабочими органами (на чертеже не показаны).
Передняя однооспая тележка 8 соединена с центральным брусом 10 продольным горизонтальным шарниром 13, а задняя установлена с возможностью перемещения по установленным на центральном брусе 10 роликовым направляющим 14.
Тяговые брусья 11 соединены с полурамами 5 и 6 кареток посредством втулок 15, одна пз которых установлена на них в горизонтальных шарнирах 16, а другая— жестко, а с одноосными тележками 8, 9— посредством установленных на них шаровых шарниров 17.
Центральный брус 10 снабжен фиксатором 18 для жесткого замыкания его в рабочем положении и при изломе вокруг вертикальных шарниров 19, установленных в средней части центрального бруса 10, а также имеет отверстия 20 для фиксации задней одпоосной тележки 9 в различных положениях угла атаки дисков.
Вертикальныс шарниры 19 фиксируют продольное положение центрального бруса
10 и обеспечивают его излом вокруг одного из шарниров при транспортировке орудия на большие расстояния.
Поворот тяговых брусьев осуществляется посредством гидроцилиндров 21.
Для перемещения орудия в процессе работы используется прицепное устройство
22, закрепленное на передней одноосной тележке 8, а при его транспортировке на большие расстояния — прицепное устройство 23, установленное на полураме 5 одной из к а р еток.
Тяговые брусья ll и полурамы кареток
5, 6 установлены на самоустанавливающихся колесах 24.
Широкозахватное орудие работает следующим образом.
При втягивании штоков гидроцилиндров
21 происходит поворот вокруг оси 25 тяговых брусьев 11 и закрепленных на них дисковых батарей 12 рабочих органов. Под действием усилий гидроцилиндров 21 дис5
4 ков!.!е батареи 12, внедряясь в почву, заставляют тяговые брусья 11 и связанные с ними самоустанавливающиеся колеса 24 приподниматься над поверхностью почвы.
Такой подъем способствует дополнительному заглублению дисковых рабочих органов.
Величина подъема и, следовательно, глубина обработки рсгулируется изменением величины втягивания штока гидроцилиндров
21. Таким образом орудие производит поверхностную обработку почвы на необходимую глубину обработки, в том числе и на твердых иссушенных почвах. Дисковые батареи 12 рабочих органов, подпружиненные сверху толкателями 26 и закрепленные на кронштейнах 27 с возможностью колебания вокруг оси 28 крепления, осуществляют обработку поверхности поля, производят при этом взаимное клавишное копирование неровностей рельефа. В процессе работы орудия, кроме того, происходит независимое копирование рядами дисковых батарей
12 в продольном и поперечном направлениях. Осуществляется это благодаря тому, что тяговые брусья 11 соединены с полурамами кареток 5, 6 посредством втулок 15, одна из которых установлена на них в горизонтальном шарнире 16, а другая— жестко, а с одноосными тележками 8, 9— посредством установленных на них шаровых шарниров 17. Перевод дисковых батарей 12 рабочих органов в транспортное положение осуществляется гидроцилиндром 21 путем поворота тяговых брусьев вокруг своих осей 25 и их последующей фиксации при помощи транспортных распорок (на чертеже не показаны).
Возникающая в процессе эксплуатации необходимость изменения угла атаки рабочих органов осуществляется посредством перемещения центрального бруса 10 сквозь заднюю одноосную тележку 9. Для этого фиксатор 18 переставляют в положение требуемого угла атаки, движением трактора (на чертеже не показан) назад или вперед перемещают центральный брус 10 по роликовым направляющим 14. При этом передние и задние 8, 9 одноосные тележки сближаются или удаляются, а тяговые брусья 11 поворачиваются в шаровых шарнирах 17 и вокруг вертикальных шарниров
16, обеспечивая изменение угла атаки.
Фиксатор 18 закрепляет положение центрального бруса 10 на задней тележке 9.
Перевод орудия из рабочего положения в положение дальнего транспорта осуществляется путем изменения угла атаки батарей до нулевого и излома центрального бруса 10 вокруг одного из вертикальных шарниров 19. При боковом транспортировании широкозахватного дискового орудия возникает необходимая для проезда по полевым дорогам транспортная ширина.
Наличие подпружиненных дисковых батарей 12 и копирующих рядов позволяет
649345 о орудию выдерживать необходимую глубину обработки почвы по ширине захвата при одновременном использовании всего веса орудия для заглубления. Выполнение этого условия приводит к улучшению качества рыхления поверхности почвы и, как следствие этого, повышению урожайности.
Кроме того, снижение непроизводительных затрат времени на перевод орудия из рабочего положения в положение для проезда по дорогам по сравнению с известными широкозахватными орудиями (например, лущильник ЛДГ-10 и борона БД-10), позволит значительно повысить производительность труда.
Сравнительный анализ технико-экономических показателей данного орудия с известными устройствами показал, что расчетная величина народнохозяйственного эффекта от внедрения одного широкозахватного дискового орудия с шириной захвата 15 м с батареями игольчатых дисков по сравнению с агрегатом, состоящим из 5 борон БИГ-3 и сцепки СП-16, составит
2016 руб. в год, а с батареями прикатывающих противоэрозионных катков — 1480 руб. в год.
Формула изобретения
1. Широкозахватное дисковое орудие, включающее две основные боковые секции с тяговыми брусьями и дисковыми батареями с рабочими органами и каретки с самоустанавливающимися колесами, отл и ч аю щ е е с я тем, что, с целью улучшения качества обработки почвы и уменьшения трудозатрат на перевод орудия из рабочего
6 положения в транспортное, орудие снабжено дополнительными боковыми секциями, которые установлены симметрично основным и соединены с ними посредством рас5 положенных на торцах кареток, выполненных из двух полурам, связанных между собой вертикальным шарниром, причем боковые секции каждого ряда соединены между собой соответственно передней и задней одноосными тележками, которые связаны цснтральным брусом.
2. Орудие по п 1, отл и ч ающееся тем, что передняя одноосная тележка соединсна с центральным брусом продольным горизонтальным шарниром, а задняя установлена с возможностью перемещения по расположенным на центральном брусе роликовым направляющим.
3. Орудие по п. 1, отл и ч ающееся тем, что тяговые брусья боковых секций сосдинены с полурамами кареток посредством втулок, одна из которых установлена на нпх в горизонтальном шарнире, а другая — жестко, а с одноосными тележками посредством установленных на них шаровых шарниров.
4. Орудп по п. 1, 2, отличающееся тем, что центральный брус снабжен фиксатором для жесткого замыкания его в рабочем положении орудия и при изломе вокруг вертикального шарнира в положении с уменьшенной транспортной шириной.
Источники информации, принять.. во внимание при экспертизе
1. Ав; о;;с;<ис свидетельство СССР № 84816, кл. А 01В 7/00, 1949.
2. Авторское свидетельство СССР
X 180875, кл. А 01В 7/00, 1963.
649345 гггг.г г
r9 гпггг. У
Составитель С. Николаев
Техред Н. Строганова
Корректор О. Тюрина
Редактор Г. Лаковая
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 698/8 Изд. № 163 Тираж 779 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я(-35, Раушская наб., д. 4/5