Транспортное средство сельскохозяйственного назначения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 ц649348
Союз 1",светских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 27.05,77 (21) 2490344!30-15 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.79. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.79
1 (51) М. Кл."А 01В 59/04
Государственный комитет (53) УДК 631.3.072 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Г. М. Кутьков, Е. В. Габай, А. Ф. Детина, Н. Ф. Чухгин и Ю. А. Кузнецов (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности предлагаемая конструкция транспортного средства предназначена для агрегатирования с широкозахватными почвообрабатывающими и пос вными орудиями.
Известны различные транспортные средства сельскохозяйственного назначения, предназначенные для широкозахватного агрегатирования, например, содержащие энергетическую и две симметрично расположенные боковые технологические транспортные тележки, соединенные между собой впереди расположенной поперечной балкой и содержащие активные колеса с синхронным приводом от ведущих колес трактора (1).
Недостатком указанного транспортного средства является то, что не решена проблема быстрого перестроения агрегата из транспортного положения в рабочее и наоборот.
Известно также транспортное средство сельскохозяйственного назначения, содержащее шарнирно соединенные между собой посредством сцепных устройств с поперечиной энергетическую и боковые технологические транспортные тележки, снабженные всеми индивидуально управляемыми и приводными колесами (21.
Недостатками этого агрегата является то, что для его перестроения из транспортного положения в рабочее и наоборот необходимо поочередно соединять (пли разьединять) энергетическую тележку с каждой технологической тележкой индивидуально, что связано с излишними непроизводительными затратами времени смены. Кроме того, из-за смещения оси ведущих колес технологических тележек относительно поперечной оси симметрии энергетической тележки, на которой лежат центры разворота технологических тележек, затраты времени на разворот агрегата мало отличаются от продолжительности разворота агрегата по более простой дуговой схеме с радиусом поворота, равным половине ширины захвата.
Из-за фиксированного расстояния между вертикальными шарнирами, являющимися центрами разворота технологических тележек, невозможно применять секции сельскохозяйственных орудий разной ширины захвата.
Целью изобретения является изменение ширины захвата агрегата и сокращение затрат времени на перестроение агрегата из транспортного положения в рабочее и наоборот.
30 тсм, что по649348
3 перечина выполнена в виде телескоппчссKOго бруса, на концах которого посредс!в! я вертикальных шарниров закреплены технологические тележки, а в сс среднсй час!и посредством сцепного устройства и вертикального шарнира за«pеплена энерго!и!(ская тележка.
Кроме того, сцепное устройство соедин но с рамой энергетической тележки посредством продольного горизонтального шарнира, а брус соединен с рамами соответствующих технологических тележек поперечными горизонтальными шарнирами и демпферными элементами.
На фиг. 1 изображена схема транспоргного средства, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид спереди; на фиг. 3 — сечение Л- — А на фиг. 1; на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 5 — вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 6 — схема сцепного устройства с параллелограммным гидроуправляемым механизмом; на фиг. 7 — схема установки ведущих колес при маневрировании агрегата па разворотной полосе; на фиг.
8 — схема транспортного средства при транспортном движении, вид сбоку.
Предлагаемое транспортное средство содержит одну энергетическую тележку 1, две технологические тележки 2, соединенные между собой раздвижным телескопическим брусом 3.
Энергетическая тележка 1 снабжена рамой 4, на которой установлена кабина 5 и силовая дизельэлектрическая установка 6.
Ходовая система энергстичсс кои тслси(кll состоит из двух ведущих мотор-колес 7 и двух передних подрессоренных направляющих колес 8. Все колеса управляемые и соединены с рамой 4 вертикальными шарнирами 9. Посредством вертикального блокируемого шарнира 10 сцепное устройство
11 энергетической тележки 1 соединено с телескопическим брусом 3. Сцепное устройство 11 вместе с параллелограммным рычажным гидроуправляемым механизмом
12 (гидроцилиндр на схеме не показан) связано с рамой 4 энергетической тел )I(I(H горизонтальным продольным шарниром 13.
Каждая технологическая тележка 2 снабжена рамой 14, на которой установлены емкости 15 для посевного материала пли удобрений, и двумя ведущими мотор-колесами 16, идентичными ведущим колесам энергетической тележки 1. Как и мотор-колеса 7, они связаны с рамой 14 вертикальными шарнирами 17 и посредством гидравлического механизма могут поворачиваться на любой угол в пределах 4-90 .
Рама каждой технологической те e»(1(II
2 соединена с вертикальной стойкой 18 поперечного соединитсльного бруса 3 поперечным горизонтальным шарниром 19 и демпфсрными элементами 20.
Благодаря параллелограммному механизму 12 и горизонтальным шарнирам 13 и
4
19 обеспечивается свобода для «u»npoIIaпня всеми ведущими колесам!! а! ре! àò;! !!сРОвностсй lloJI5i.
11 ра!! е каждой 1сх55о.!о!!! !аско!1 тележки 2 посредством шарниров 21 и гидроцилиндров 22 установлены по две присоединительных скобы 23 с 5!еханизмами 24 автосцспки для сосдпнсния с прицепными или полунавесныг,5п орудиями 25. В рабочем и транспортном поло5кении орудие постоянно связано с присоедпнительной скобой 23 и движется на собственных опорных колесах.
При этом орудия жестко зафиксированы в горизонтальной плоскости относительно агрегата.
Гидроцилиндры 22 предназначены для осуществления соединения агрегата с орудиями, а также для догрузки ведущих колес технологических тележек частью веса орудий.
На одной из двух присоединительных скоб расположены два хвостовика 26 независимых BO> соединенных карданными валами 27 с приводными электродвигателям»! 28.
На присоедпнительных скобах расположены также выводы магистралей гидравлических систем для подключения выносных гидроцилиндров с!х орудий (на схеме не показаны).
Поперечный соединительный брус 3 выполнен телескопическим с двумя симметричными выдвижными секциями 29, которые посредством блокируемых вертикальных шарниров 30 соединены с вертикальной стойкой 18. Благодаря такой конструкции соединительного бруса расстояние ме5кду мс анизмами 24 автосцепки и колею ведущих колес технологических тележек 2 можно изменять в зависимости от ширинь1 захвата агрегатируемых орудий.
Привод всех ведущих колес осуществляется от дизельэлектрической силовой установки. При этом тяга развивается каждой тележкой пропорционально количеству ведущих колес, При рабочем дви5кении вертикальные шарниры 10 и 30 заолокированы. Направление движения задается направляющими колесами 8, которыми управляет водитель.
В соответствии с углом их поворота автоматически задается разность частоты вращения ведущих колес левой и правой технологических тележек. В конце гона каждая из двух секций орудий выглт бляется и складывается (без отсоединения от технологических тележек), колеса энергетической тележки устанавливаются в положение показанное на фиг. 7, и тележка раз I и о ворачивается на месте íà lo0 вокруг шарнира 10. Далее все колеса разворачиваются на 90 (по отшению к положению их на схеме фиг. 1) и весь агрегат смещается в поперечном направлении вдоль разворотной полосы на полную ширину захвата, Ь4И48
2В
2Ф
15 В9
Pge 2 после чего колеса энергетической тележки возвращаются в исходное положение, а технологические тележки 2 разворачиваются вместе со сложенными орудиями на месте вокруг шарниров 30 на 180 . После того, как 5 орудия приводятся в рабочее положение, агрегат готов продолжать рабочее движение в обратном направлении. Такой способ маневрирования за счет уменьшения радиуса разворота технологических тележек до 1О нуля обеспечивает снижение затрат времени на их разворот и на маневрирование агрегата на разворотной полосе в целом, а также уменьшение ширины разворотной полосы. 15
При перестроении агрегата в транспортное положение, показанное на фиг. 8, орудия выглубляются и складываются, моторколеса 16 технологических тележек разворачиваются на 90 (по отношению к положению их на схеме фиг. 1) и технологические тележки вместе с выглубленными и сложенными орудиями разворачиваются вокруг шарниров 30 (см. фпг. 7) на 90 . Затем колеса 16 ставятся па прсжисс ll0. .!,;êñние относительно рамы каждой технологической тележки, как на фиг. 1, сцепное устройство 11 размыкается и энергетическая тележка 1 занимает в агрегате новое положение, как показано на фиг. 8. зо
При этом соединение ее с технологическими тележками осуществляется дышлом
31 и прицепной скобо" 32.
Поскольку при перестроении агрегата из рабочего положения в транспортное (и наоборот) разъединение (соединение) энергетической тележки происходит одновременно с двумя технологическими тележками и имеет необходимость в соединении (разьединении) технологических тележек между собой затраты времени на этот процесс сокращаются более, чем в два раза по сравнению с известным.
Формула изобретения
1. Транспортное средство сельскохозяйственного назначения, содержащее шарнирно соединенные между собой посредством сцепных устройств с поперечиной энергетическую и технологическую транспортные тележки с рамами, снабженные гидроприводом и механизмом поворота колес агрегата, отличающееся тем, что, с целью изменения ширины захвата и сокращения затрат времени на перестроение агрегата из транспортного положения в рабочее и наоборот, поперечина выполнена в виде телескопического бруса, на концах которого посредством вертикальных шарниров закреплены технологические тележки, а в ее средней части посредством сцепного устройства II вертикального шарнира закреплена энергетическая тележка.
2. Транспортное средство по п. 1, отл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения копирования рельефа поля, сцепное устройство соединено с рамой энергетической тележки посредством продольного горизонтального шарнира, а брус соединен с рамами соответствующих технологических тележек поперечными горизонтальными шарнирами и демпферными элементами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ № 942599, кл. 45а 59/04, 1956.
2. Авторское свидетельство СССР № 534192, кл. Л 01В 59/04, 1974.
649348
777
77
PVe,г
Oui 7 г7гг7г. г7
Корректоры: О. Тюрина и И. Позняковская
Редактор Т. Пилипенко
Заказ 86!2 Изд. ¹ 200 Тираж 968 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4,5
Типография, пр. Сапунова, 2
6 Д, (7 1 ЖЛ
Составитель В. Майков
Текред Н. Строганова