Вездеход

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и 11 6496 IO

Саоз Советских

Социалистических

Рвслублии (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.05.74 (21) 2021578/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.79. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.79 (5)) М Кл 2

В 620 57/02

Государстввиив.й комитет

СССР ло делать изовретеиий и открытий (53) УДК 629.113.033 (088.8) (72) Автор изобретения

Л. Ф. Коровицын (71) Заявитель

Калининский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (54) ВЕЗДЕХОД

Изобретение относится к области мелиоративного машиностроения и может быть использовано в условиях грунтов с низкой несущей способностью.

Широко применяемые при мелиоративных работах машины с гусеничными движителями имеют большую металлоемкость, высокое удельное давление на грунт (1).

Передвижение гусеничной машины по заболоченному грунту практически невозможно, так как она не обладает плавучестью.

Известны также плавающие вездеходы с шагающими двигателями, содержащие полые опоры (понтоны), которые через подшипники смонтированы на шатунных шейках коленчатых валов; прн вращении валов опоры совершают плоскопараллельное движение и при опускании на грунт сооощают машине толкающий импульс. Поворот осуществляется остановкой и переводом одной из крайних опор (а также средней) в нейтральное положение. Для компенсации вертикальных колебаний кабины, двига геля и т. п., возникающих от подъема и опускания опор на грунт, применяются различные компенсаторы, например устройство с профильным пазом и движущимся в нем пальцем, принцип действия которых заключается в поднимании и опускании платформы с кабиной и двигателем на требуемую величину в противофазе с опорами (2).

Известные конструкции шагающих вездеходов не обеспечивают требуемой плавности хода.

С целью повышения плавности кода предложенный вездеход снабжен дополн :тельной рамой с вмонтированными в ней через коренные подшипники секциями коленчатых валов и взаимодействующими с этими секциями компенсаторами вертикальных перемещений, которые через упругнс элементы соединены с основной рамой. При этом каждый компенсатор выполнен в виде жестко закрепленного на коренной шейке коленчатого вала профильного кулачка, взаимодействующего с упругим элементом через ролик обоймы, смонтированной в промежуточной раме с возможностью верти2 кального перемещения.

На фиг. 1 схематично изображен вездеход, вид сзади; на фиг. 2 — то же, впд сбоку; на фиг. 3 — кинематическая схема шасси; на фиг. 4 — компенсатор, разрез; на фиг. 5 — разрез А — А на фиг. 4; па фиг. 6 — 8 — то же, различные положения, Шасси вездехода включает три продольные полые крайние 1, 2 и среднюю 3 опоры. Опоры шарнирно соединены с секция649610

25 зо

55 ми двух поперечных коленчатых валов— приводного 4, состоящего из трех секций, соединенных управляемыми муфтами 5, фиксированное положение которых соответствует смещению рабочих колен средней секции относительно крайних на угол 180", и пассивного 6, состоящего из трех разъединенных между собой секций. Каждая секция ведущего и ведомого коленчатых валов установлена в опорах дополнительной рамы 7 и шарнирно соединена рабочими коленами с соответствующей полой опорой. Угловое положение рабочих колен каждой секции ведущего вала строго соответствует угловому положению рабочих колен соответствующей секции ведомого вала. Для выхода системы коленчатого привода из мертвого положения сопрягаемые секции ведущего и ведомого валов имеют вспомогательное колено, смещенное относительно рабочих на угол 90 и взаимно соединенное с аналогичным коленом второго коленчатого вала штангой 8. По концам ведущий коленчатый вал имеет бортовые двусторонние приводы 9 и 10, на быстроходных валах которых установлены маховички 11 и

12 — компенсаторы энергетических потерь при передвижении машин. Средняя опора фиксируется в нейтральном положении при помощи управляемого рычажного стопора 13.

Рама с кабиной и двигателем опирается на четыре компенсатора вертикальных колебаний. Каждый компенсатор состоит пз профильного кулачка 14, закрепленного на коренной шейке крайней секции коленчатого вала, ролика 15, направляющей обоймы 16 и пружины-амортизатора 17, на которую установлена рама 18 с кабиной и двигателем.

При передвижении машины вращение от приводов 9 и 10 передается ведущему коленчатому валу 4, который, вращаясь совместно с ведомым коленчатым валом 6, приводит в движение полые опоры 1 — 3.

Каждая точка опор при этом будет совершать круговые движения, в которых траектории средней опоры будут сдвинуты относительно траекторий крайних опор на угол

180 .

В процессе передвижения или поворота машины вертикальные колебания рамы с двигателем и кабиной устраняются при вращении профильных кулачков 14.

При этом в момент нахождения опор 1, 2 или 3 в крайнем верхнем или нижнем положении кулачки повернутся к ролику 15 меньшей выпуклостью (см. фиг. 6, 8). В момент подхода опор к нейтральному положению (см. фиг. 7) — все опоры совместятся в одной плоскости — кулачки повернутся к роликам большей выпуклостью. В обоих положениях центр тяжести рамы с кабиной и двигателем останется на постоянной высоте. Поворот машины при движении, например вправо, производится путем отключения правого привода 9, выключения фиксирующей левой муфты.5 и стопорения посредством управляемого стопора 13 средней опоры 3 в нейтральном положении. При этом средняя и правая опоры останутся неподвижными, а левая будет совершать рабочие движения, и вся машина выполнит поворот вправо. По окончании поворота для дальнейшего прямолинейного передвижения муфта 5 и стопор 13 устанавливаются в исходное до включения положение, и вновь включается правый привод 9.

Задний ход машины производится путем изменения направления вращения приводов

9и 10.

Использование изобретения позволит существенно повысить производительность, например, в мелиоративной технике вследствие высокой проходимости вездехода и улучшения условий труда экипажа.

Формула изобретения

1. Вездеход преимущественно для передвижения по слабонесущим грунтам, содержащий несколько продольных опор, выполненных в виде понтонов с шарнирно установленными на них коленчатыми валами, включающий основную раму с кабиной, двигатель и компенсаторы вертикальных перемещений, о тл ич а ю щи и с я тем, что, с целью повышения плавности хода, вездеход снабжен дополнительной рамой с вмонтированными в ней через корснные подшипники секциями коленчатых валов и взаимодействующими с этими секциями компенсаторами вертикальных перемещений, которые через упругие элементы соединены с основной рамой.

2. Вездеход по п. 1, отличающийся тем, что каждый компенсатор выполнен в виде жестко закрепленного на коренной шейке коленчатого вала профильного кулачка, взаимодействующего с упругим элементом через ролик обоймы, смонтированной в промежуточной раме с возможностью вертикального перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Отечественные тракторы. Справочник. М.— Л., Машгиз, 1962, с. 397 — 398, 2. Авторское свидетельство СССР № 474456, кл. В 62D 57 02, 1971.

649610

Фиг.+

Фиг. 8

Фиг 6 фиг. 7

Редактор А. Купрякова

Заказ 2713/1 Изд. № 167 Тираж 779 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Ю. Закревский

Техред Н. Строганова

Vi/Л Ы/Л б;У:бД

Корректоры: P. Беркович и Л. Брахнина