Способ испытаний зубчатых колес на торцовый износ

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

l1 !

GaIIIc Советских

О П И С--А -Н Й-"Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 ) 649979

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-B) — (22) Заявлено 24.10.77 (21) 2536535/25-28,51) I1.Кл. - 6 01 М 19 00 с присоединением заявки М—

Государственный комитет (23) Приоритет— (43) Опубликовано 28.02.79. Бюллетень М 8 (45) Дата опубликования описания 25.04.79 пе делам изобретений и открытий (53) УДК 620.178.169 (088.8) (72) Авторы изобретения

Г. И. Скундин, И. И. Вайценфельд, Л. Н. Скворцов и С. А. Брюховецкий (71) Зая,витель (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

НА ТОРЦОВЫЙ ИЗНОС

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к способам испытаний зубчатых колес на торцовый износ.

Известен способ испытаний зубчатых колес на торцовый износ, заключающийся в том, что одно из колес приводят во вращение, другое, снабженное инерционной массой, подводят к первому до соприкоснозения их торцов, поджимают колеса друг к другу заданным усилием и производят об- 10 катку (1).

Недостатком этого способа является недостоверность результатов, так как он отличается от реальных условий эксплуатации колес. 15

Бли?кайшим по технической сущности к изобретению является способ испытаний зубчатых колес на торцовый износ, заключающийся в том, что одно зубчатое колесо приводят во вращение посредством привода и перемещают в осевом направлении „-o соударений торцов и последующего ввода в зацепление с другим зубчатым колесом (2).

Перемещение ведущего колеса осуществляют с постоянно возрастающим усилием.

При ряде последовательных соударений скорости колес выравниваются и они входят в зацепление, затем процесс повторяют.

Недостатком этого способа является переменность усилия ввода колес в зацеплеHiIH, что не соответствует реальным ус loвиям эксплуатации колес.

Цель изобретения — приближение условий испытаний к реальным условиям эксплуатации.

Для достижения этой цели нагружают ведомое колесо регулируемым моментом, при достижении номинальных оборотов ведущего колеса привод отключают, перемещают ведущее колесо с постоянным усилием и осуществляют поворот ведомого колеса под воздействием ведущего на угол, соответствующий одному — двум зубьям.

Способ испытании зубчатых колес на торцовый износ осуществляют следующим образом.

При достиженни номинальных оборотов ведущим зубчатым колесом после включения привода, последний отключают. ВедуIUep 33 бчатое ко deco, которое продол?кает вращаться, перемешают под действием постоянной осевой силы до ввода в зацепление с ведомым зубчатым колесом. Ведомое зубчатое колесо в начальный момент неподвижно. Прп этом в процессе соударения торцов зубьев скорость вращающегося колеса постепенно уменьшается и начинает происходить взаимное зацепление зубьев до полного их внедрения. Неподвижное зубчатое колесо поворачивается на некоторый

649979

Составитель М, Левинский

И3035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 17/174 Изд. Хо 173 Тираж 1089 Г1одписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и oTKI)Llïø

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Тнп. Харьк. фпл. пред. «Патент» угол, соответствующий одному — двум зубьям. Обеспечение указанного угла поворота производится регулировкой момента инерции ведомого зубчатого колеса. При этом момент инерции ведомого зубчатого колеса с сопряженными с ним деталями, оказывается значительно большим момента инерции ведущего зубчатого колеса. Далее, действием осевого усиления обратного направления зубчатое колесо выводят из зацепления. Цикл многократно повторяют.

Износ торцов происходит за счет энергии, аккумулируемой вращающимся зубчатым колесом и расходуемой на износ в течение одного цикла нагружения. Один и тот же зуб неподвижного зубчатого колеса испытывает за это время серию ударов со стороны зубьев вращающегося зубчатого колеса до нх включения, причем число ударов достигает нескольких сот раз подряд.

Это обеспечивается тем, что приведенный момент инерции ведомого зубчатого колеса значительно больше момента инерции ведущего. При этом ударное воздействие, как и в эксплуатации, протекает в условиях повышенного теплового режима.

При соударенин торцов зубьев шестерен эффект износа зависит от относительных величин их масс (моментов инерций), Предлагаемый способ сокращает время, необходимое для проведения эксплуатационных испытаний, в 50 — 60 раз. !

Формула изобретения о

Способ испытаний зубчатых колес На торцовый износ, заключающийся в том, что одно зубчатое колесо приводят во вращение посредством привода и перемещают в осе10 вом направлении до соударений торцов и последующего ввода в зацепление с другим зубчатым колесом, отличающийся тем, что, с целью приближения условий испытан ий к реальным условиям эксплуата15 ции, нагружают ведомое колесо регулируемым моментом, при достижении номинальных оборотов ведущего колеса привод отключают, перемещают ведущее колесо с постоянным усилием и осуществляют поворот

20 ведомого колеса под воздействием ведущего на угол, соответствующий одному — двум зубьям.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Лв тор ское свидетельство С С С Р

¹ 357488, кл. G 01 М 13/02, 1969.

2. Козловский A. С. и др. Новая цементуемая сталь ЗОХГТ для автомобильных шестерен. «Лвтомобильная и тракторная промышленность», ¹ 8, 1954.