Массивный ротор асинхронной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ и ц 650 l63

Йоюз йоаетских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.04.76 (21) 2350029 24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.79. Бюллетень ¹ 8 (45) Дата опубликования описания 30.01.79 (51) N. Кл.

Н 02 К 1i 22

Государстаеиимй комитет по делам изабретеиий и открытий (53) УДК 621.313.33 (088.8) (72) Автор изобретения

А. И. Лищенко

Институт электродинамики АН Украинской ССР (71) Заявитель (54) МАССИВНЪ|й РОТОР АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электрическим машинам переменного тока.

Известные асинхронные машины с массивным ферромагнитным ротором (1, 21 отличаются предельно простой конструкцией 5 и высокой надежностью в работе, не нуждаются в специальной системе возбуждения, успешно работают в агрессивной среде, при высоких температурах. Но они имеют сравнительно низкий коэффициент мощности при 10 номинальной нагрузке (cos р„(0,7), повышенные потери и требуют дополнительной установки источников реактивной мощности значительной величины.

Из известных решений наиболее близким 15 к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является массивный ротор без обмотки (2), имеющий продольные пазы на наружной цилиндрической поверхности и торцовые медные замы- 20 кающие кольца, предназначенные для улучшения эквивалентных параметров ротора и энергетических характеристик асинхронной машины.

Но такой ротор имеет низкие значения 25 коэффициента мощности, коэффициента полезного действия ввиду больших потоков рассеяния и повышения потерь.

Цель изобретения — улучшение энергетических показателей асинхронной машины с 30 массивным ротором.

Цель достигается тем, что предлагаемый массивный ферромагнитный ротор с продольными пазами на наружной поверхности в пределах активной длины статора имеет высоту пазов, равную 0,1 — 0,2 диаметра ротора, ширину пазов, равную 0,15 — 0,35 зубцового деления, отношение величины зубцового деления к диаметру ротора равно

0,03 — 0,06, а массивные концевые части имеют диаметр на стыке с зубцовой зоной меньше диаметра средней части на 0,4 — 1,0 высоты зубца.

На чертеже показан предлагаемый ротор.

Массивный ферромагнитный ротор 1 с продольными пазами 2 имеет длину больше длины статора на 5 — 30 О. Массивные концевые части 3 ротора имеют коническую наружную поверхность с уклоном 20 — 45, причем максимальный диаметр концевой части (на стыке с зубцовой зоной) меньше диаметра ротора на 0,4 — 1,0 высоты зубца.

Данная конструкция ротора без обмотки дает возможность снизить до минимума индуктивное сопротивление рассеяния электрических контуров, образуемых токоведущими зубцами активной зоны и массивными концевыми частями, выполняющими роль короткозамыкающих колец.

Активное coiipoTHBëåíèå контуров ротора при этом также получает минимально возможное значение (для ротора без обмотки), 650163

Г

Составитель В. Комаров

Техред Н. Строганова

Корректоры: Е. Хмелева и А. Степанова

Редактор Е. Караулова

Заказ 2715(4 Изд. № 160 Тираж 865 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

В результате фаза вторичного тока асинхронной машины значительно уменьшается.

Кроме того, при предлагаемой геометрии активной зоны и минимальном воздушном зазоре уменьшается намагничивающий ток статора и увеличивается коэффициент мощности.

Предлагаемый массивный ротор может быть применен в асинхронных двигателях мощностью более 20 кВт, работающих в тя- 10 желых условиях, а также в асинхронных турбогенераторах средней и большой мощности.

Формула изобретения

Массивный ротор асинхронной машины со средней частью, в которой выполнены открытые пазы с двумя концевыми частями, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетических показателей, отношение высоты пазов к диаметру ротора равно 0,1 — 0,2, отношение ширины пазов к величине зубцового деления равно 0,15—

0,35, отношение величины зубцового деления к диаметру ротора равно 0,03 — 0,06, а массивные концевые части имеют диаметр на стыке с зубцовой зоной меньше диаметра средней части на 0,4 — 1,0 высоты зубца.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Куцевлов В. М. Вопросы теории и расчета асинхронных машин с массивными роторами. М.— Л., «Энергия», 1966, с. 5 — 10.

2. Шефнер К. И. Асинхронные машины.

ГОНТИ, 1938, с. 195.