Электромашинный агрегат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАЙИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фева Советских
Сециапнстических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.04.77 (21) 2469624/24-07 с присоединен нем заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.79. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.79
Гесударстеенный кемнтет пе делан наееретений и етнрмтнй (72) Авторы изобретения
А. А. Войтех, Б. А. Никитин и А. И. Яковлев
Институт электродинамики АН СССР (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОМАШИННЫИ АГРЕГАТ
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электромашинным агрегатам.
Известен электромашинный агрегат, содержащий основной двигатель, вентилятор, свободно установленный на валу, и вспомогательный двигатель, включенный на то же напряжение, что и основной, и вращающийся со скоростью, не зависимой от скорости основного двигателя (1). 10
Недостатком такого агрегата является снижение интенсивности охлаждающего потока при увеличении нагрузки основного двигателя и уменьшении скорости его вращения. 15
Известен также электромашинный агре-. гат, содержащий электрическую машину, свободно установленный на ее валу вентилятор и приводящий во вращение последний вспомогательный двигатель с обмоткой 20 статора, включенной последовательно с обмоткой статора электрической машины (2).
Недостаток этого агрегата состоит в малой надежности из-за снижения интенсивности охлаждения при уменьшении скорости вращения машин.
Цель изобретения — повышение надежности агрегата путем обеспечения возможности автоматического регулирования интенсивности охлаждения при изменении тока 30 нагрузки и скорости вращения ротора машины.
Поставленная цель достигается тем, что вспомогательный двигатель снабжен дополнительной обмоткой, включенной встречно основной обмотке и параллельно обмотке статора электрической машины, и его ротор выполнен массивным, например с медным покрытием.
На фиг. 1 показан предлагаемый агрегат, продольный разрез; на фиг. 2 дана схемасоединения обмоток статоров электрической машины и вспомогательного двигателя.
Электромашинный агрегат содержит электрическую машину 1, свободно установленный на ее валу 2 вентилятор 3 и приводящий во вращение вентилятор вспомогательный двигатель 4 с обмоткой 5 статора, включенной последовательно с обмоткой 6 статора машины. Вспомогательный двигатель 4 выполнен торцовым для уменьшения габаритов машины.
Статор двигателя 4 снабжен дополнительной обмоткой 7, включенной встречно обмотке 5 и параллельно обмотке 6 статора машины. Обмотка 5 является намагничивающей, обмотка 7 — размагничивающей.
С целью увеличения диапазона регулирования ротор вспомогательного двигателя выполнен массивным, например с медным покрытием.
В зависимости от напряжения на клеммах
8 обмотки 6 статора машины и от нагрузки последней устанавливается определение ве650165 иг. 1 аказ 27 6/6
Подписное
Изд. № 160 Тираж 866
Типография, пр. Сапунова, 2
Личины скорости вращения и тока, общего для обмотки 6 и обмотки 5 двигателя 4. Величина тока в обмотке 7 двигателя 4 определяется величиной напряжения на клеммах 8, скорость вращения двигателя 4 — 5 разницей между МДС, создаваемыми его обмотками 5 и 7.
При неизменном напряжении на клеммах
8 и увеличении нагрузки на валу машины снижается ее скорость вращения, а следова- 10 тельно, и скорость вращения вентилятора.
Одновременно увеличивается ток в обмотке 6, возрастают потери и нагрев. Однако в этом случае увеличивается и степень намагниченности обмотки 5, а значит и ско- 15 рость вращения двигателя 4, приводящего во вращение вентилятор 3. Увеличивается скорость вращения вентилятора и повышается интенсивность потока воздуха.
В случае уменьшения скорости вращения 20 машины без увеличения нагрузки на валу напряжение на клеммах 8 уменьшается, одновременно снижается напряжение в параллельной размагничивающей обмотке 7 возрастает магнитный поток в двигателе 4, 25 увеличивается его скорость, а следовательно, и интенсивность охлаждения.
Таким образом, наличие во вспомогательном двигателе дополнительной размагничивающей обмотки, включенной параллельно 80 обмотке статора машины, обеспечивает повышение интенсивности охлаждения при увеличении нагрева машины за счет увеличения нагрузки и уменьшения ее скорости вращения.
Формула изобретения
Электромашинный агрегат, содержащий электрическую машину, свободно установленный на ее валу вентилятор и приводящий во вращение последний вспомогательный двигатель с обмоткой статора, включенной последовательно с обмоткой статора электрической машины, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения возможности автоматического регулирования интенсивности охлаждения при изменении тока нагрузки и скорости, вспомогательный двигатель снабжен дополнительной обмоткой, включенной встречно основной его обмотке и параллельно обмотке статора упомянутой электрической машины, и его ротор выполнен массивным, например, с медным покрытием.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 425270, кл. Н 02 К 9/04, 1974.
2. Патент Бельгии № 749465, кл. Н 02 К
7/14, 1974.