Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП MCAHNE

ИЗОБРЕТЕНИЯ (11) 650848 (61) Дополни — åëüíîå к авт. свил-ву (22) Заявлено 23.03.76(21) 2339588/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано05.03.79.Бюллетень N 9

Дата. опубликования or.икания 08.03.79

В 60 K 17/ 0

Гевудиретниииьй кииатгт

СССР

Ф дблам M365P87ffffffk н втхрытик

РЗ) ЬДКВ29ДХ3-585.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. H. Нарбут, А. А. Никитин, Г. П. Дерунов и В. В. Илюшин

Рыбинское. Hроизводственно-конструкторское объединение. моторостроения и МОскОВский автОмобильно- орожный институт (71) Заявители . (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение этносится к области транспортных Iëeøêí, а именно — к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств, преимущественна снегохода.

Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая пенну э передачу для передачи момента от вторичного вала механического редуктора к движителю транспортного срессеее (1$.

Недостатком такой трансмиссии являются значительные осевые габариты с и вес.

Известна и другая гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая двухтурбинный гидротрансформатэр и механический редуктор, имеющий выходной вал, два первичных вала, соответственно первой и второй турбин, на которых установлены ведущие шестерни, вторичный вал с установленными на нем ведомыми шестернями, находящимися в зацеплении с Ведущими шестернями, муфту свободного хода, связанную с Ведомой шестерней, заие леннай с Ведушей шестерней первой турбины, и муфты Включения

5 Данная гидрэмеханическая трансмиссия является наиболее,близкой к изобретению по технической сущнэ<;ти и достигаемому результату, Недостаткам данной гидрэмеханическэй трансмиссии является то, что для получения передачи заднего хода применяется дополнительный ряд из трех шестерен, что приводит к увеличению осеВых габаритоВ и Веса, 15

Целью настоя. щего изобретения явля ется уменьшение осевых габаритов гидромеханической трансмиссии.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая трансмиссия снабжена цепной передачей, состоящей из тре.х звездочек, эхватываемых цепью, первая из которых свободно

QCTBHOBJ1BHB HG первичном.BOB) Второй

650848 турбины и связана с ним посредством одной муфты включения, вторая звездочка свободно установлена на вторичном валу, а третья соединена с выход ным a anoMð при этом другая муфта включения выполнена двухстэронней t". установлена на вторичном валу одна ее полумуфта соединена со второй звез,дочкой, другая полумуфта — с вторичным валом, а элемент включения этой муфты связан посредством муфты свободного хода с ведомой шестерней, кинематически соединенной с первой турбиной гидротрансформатора.

Н а фиг. 1 — общий вид гидро мех ан ической трансмиссии; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1.

Гидромеханическая трансмиссия содержит двухтурбинный гидротрансформатор, состоящий из насосного колеса 1, первой турбины 2, второй турбины 3 и реактора 4. Крутящий момент эт двигателя подводится ременной передачей через шкив 5 к насосному колесу 1.

К механическому редуктору крутящий момент подводится посредством первичного вала 6 первой турбины, на котором закреплена шестерня 7, а также посредством первичного вала 8 второй турбины, на котором закреплены шестерни 9 и звездочка 10 цепной передачи, соединяемая с этим валом посредством муфты включения ll. Ha вторичном валу 12 жестко закреплены ведомая шестерня 13, тормоз 14 и полумуфга 15 муфты включения передач, а также свободно установлены вторая звездочка 16, муфта включения 17 передач и ведомая шестерня 18 первой турбины с муфтой свободного хода 19.

Цепь 20 связывает звездочки 10 и

16 со звездочкой 21 выходного вала 22.

Гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.

При включении переднего хода муфту включения 17 (фиг, 1) перемещают вправо, соединяя ее с полумуфгой 15.

Крутящий момент передается от двигателя через шкив 5, насосное колесо 1 турбины 2 и 3 на валы 6 и 8. Обе турбины вращаются в том же направлеиии, что и насосное колесо.

От вайа «6 момент первой турбинь1

2 передается через шестерни 7 и 18, муфту свободного хода 19, муфту включения 17, шгстерни 13 и 9 второй турбины на вал 8. На валу 8 моменты первой турбины (с учетом пер даточного числа шестерен 7, 18, 13, 9) и второй турбины 3 складываются. Суммарный момент передается на звездочку

10 цепной передачи (непосредственно или через муфту. включения 11} и далее к движителю машины.

При разгоне машины плавно увеличивается момент на второй турбине 3 и уменьшается момент на первой турбине

2. При некотором значении скорости движения момент на первой турбине 2 достигает нулевого значения, она отключается с помощью муфгы свободного .хода и вращается свободно. Момент к звездочке 10 передается только от второй турбины 3.

При включении заднего хода муфту включения 17 (фиг. 1) перемещают влево, соединяя ее с полумуфгой звездочки 16. Крутящий момент передается от двигателя через шкив 5, насосное колесэ l, турбины 3 и 2 на валы 8 и 6.

От вала 6 момент первой турбины

2 передается через шестерни 7 и 18 первой турбины, муфту свободного .хода 19, муфту включения 17 на звездочку 16. Поскольку момент передается на цепную передачу через звездочку

16, соединенную с .шестерней 18, а направление вращения шестерни 18 противоположно вращению шестерни 7 и вада 6, то тем самым обеспечивается движение машины задним ходом.

Звездочка 10 соединена цепной передачей со звездочко" 16, поэтому она вращается в направлении, противоположном направлению вращения вала 6, вынуждая вторую турбину 3 также вращаться в направлении, противоположном направлению вращения насосного колеса

1 и первой турбины 2. Шестерни 9 и

13 второй турбины разгружены и вращаются свободно, не передавая крутящего момента.

На конце вторичного вала 12 уста новлен тормоз 14, обеспечивающий эатормаживвние машины через звездочку

l0 при любом положении муфты включенич 17. Если муфта включения 17 находится в среднем нейтральном положении, тогда тормоз 14 воспринимает, кроме тормозного момента, еще и момент от остановленной второй турбины 3. При этом первая турбина 2 в этом случае вращается свободно и момент на вал 6 от нее не передается.

Экономический эффект определяется прежде всего уменьшением веса и осевых габаритов, что позволяет разместить гидромеханическую трансмиссию с двухтурбинным трансформатором и механический редуктор на снегоходе. Применение двухтурбинного гидротрансформатора обеспечивает повышение долговечности трансмиссии и двигателя, а также диапазон скоростей движения с высоким

КПД, соответствующий двухступенчатой коробке передач с гидротрансформатором.

Формула изобретения

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая двухтурбинный гидротрансформатор и механический редуктор, имеющий выходной вал, два первичных вала, соответственно первой и второй турбин, на которых установлены ведущие шестерни, вторичный вал с установленными на нем ведомыми шестернями, находящимися в зацеплении с ведущими шестернями, муфту свободного .хода, связанную с ведомой шестерней, зацепленной с ведущей шестерней первой турбины, v. муфту включения, о т л и ч а ю и ая с я тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов,, она снабжена цепной передачей, состоящей из трех звездочек, охватываемых цепью, первая из которых свободно установлена на первичном валу второй турбины и связана с ним посредством одной муфTbl включения, вторая звездочка свобод10 но установлена на вторичном валу, а гретья соединена с выходным валом, при этом другая муфта включения выполнена двухсторонней и установлена на вторичном валу, одна ее полумуфта соединена со второй звездочкой, другая полумуфта — c вторичным валом, а элемент включения этой муфты связан посредством муфты свободного хода с ведомой шестерней, кинематически соединенной с первой турбиной гидротрансформатора.

Источники информации, принятые во. внимание при экспертизе

1. Патент США M 3628619, кл. 180-9.64, 1971.

2. Патент США ¹ 3426622

38 74-730 1969

Составитель О, Трибулев

Редактор К. Бородин Техред С. Мигай Корректор С. Патрушева

Заказ 711/Х8 Ч ираи 803 Подписное

ВНИИПО Государственного комитета СССР ло дедам изобретений и открытии

113635, Москва, Ж-35, Раужскаи наб., д, 4/5

Фолиан ППП Патент, r, Ужгород, уп, Проектная, 4