Противоблокировочная тормозная система транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союэ Советсиик
Соцмалцстинескик
Республик »650861 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.10.76 (21) 2415335/27-11
2 (5}} М. Кл.
В 60 Т 8/04 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Гкудзрстеенный наатет сссР пн днаам нзцбР8тнннй н нтнритнй
Опубликовано05.03.79.бюллетень Y. 9
Дата оцубликоваиия описания 08.03.79 (53) УДК 629.113-59 (088.8) (12) Авторы изобретения
Г. М. Косолапов, А. А Ревин, Ю. Я. Комаров и П. H. Мартинсон
Волгоградский политехнический институт (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ CHCTEMA
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобрегение относится к области транспортного машиностроения, в частности к противоблокировочным тормозным системам транспортных средств.
Известна противоблокировочная тормозная система транспортного средства с регулированием тормозного момента за счет изменения объема дополнительной камеры клапана управления, связанного с рабочим цилиндром. Эта система состоит из приводимого педалью главного тормозного цилиндра, соединенного с рабочими цилиндрами через клапан управления, поршневого насоса, поршень которого приводится кулачком, вращающимся заодно с колесом автомобиля, и электромагнитного клапана, управляемого электронным блоком, связанным с датчиком угловой скорости колеса.
Снижение давления в тормозном приводе при блокировании колеса происходит за счет увеличения объема дополнительной камеры клапана управления.
Восстановление давления осуществляется с помощью поршневого насоса, который перекачивает тормозную жидкость из камеры клапана управления в тормозную магис гр аль
Наиболее близким из известных технических решений является,противоблокировочная тормозная система транспортного средства, содержащая главный тормозной цилиндр, сообщенный через электромагнитный кпанан с рабочим тормозным цилиндром, и блок управления, вход которого подключен к датчику измерения угловой скорости колеса, а выход к обмотке электромагнитного клапана.
Указанные противоблокировочные системы обладают сложной конструкцией, требуют наличия энергетической силовой установки (с использованием энергии двигателя, аккумулятора или какогопибо другого источника), что приводит, как следствие, к повышенито расхода топлива, к снижению надежности, «ро65Q861 ме тэгэ, применение подобных систем
ОГранич»Ввется высокой себестэимэсгью.
Цель и )обретэния cOcTÎHT В повыше
HHtf надежности систеvibf., Указанная
ЦЕЛЬ BDCI f1 B TCB Te>vf ITO KOpIQC рабочего тормоз»ОГО цилиндра выполнен из двух секций, Образующих поршневую цаснаэжен двуплечим рычагом шарнир но связанным с каждой секцией корпуса и имеющим на одном плече ролик, ЭЛЕК pD)vfQI"Et»THDII ЗОШЕЛКОЙ для ф»Ксап»и Второго плеча двуплечегэ рычага, электрически сВЯзаинэй с обмоткоЙ элОктромагнитного клапана, при этом на оспов1и1»и тормозного барабаиа колеса выполнен Выступ, Образу)эгций с у11омяtIyTbI1 роликDì кулачковую пару, а электромагнитный клапан снаб)кен KDHIIeвым вы)олючате11ем, Вкл)эче11ным В элект1)и- чоску10 связь электрэмагниTíDÉ затлел
KH с обмоткой электромагнитного клапан Qo
;.11) ф»1.. 1 схематически избражена прэтивэблэкирэВэчная f DpMDBEIBII сНсТемв транспэртногэ средства; на фиг. 2— рабочий тормозной цилиндр; иа фиг, 3— то же В разрезe и А-А на y»t. 2.
11р 0 1 »ll,>6 DKH pDI)0 Ilt Qff T 0 pivf DBH QII CHCтема тР111!спэрГEEDi 0 сРедства cDGTOHT из главпогэ тормэзнэгэ цилиндра 1 соединеннэгэ посредством Тормозной магистрали 2 через электромагнитный клапан 3 р снабженный кОнцеВым Выклю чателем 4, с входным н)туцерэм рвбочеГО тоэмэзнэгэ цилиндэа 5. TopM038bfe магистрали 6 сэед»1неиы с рабочими тормозными цилиндрами остальных колес транспортного cpe!ICTQB (не IIOKазвны).
Электронный блок управления 7, связанный с датчиком измерения угловэй скорости 8, сэед»нен электр)ическэй цепь10
C D6tvfDTKDtf eJIeKTpO vfBIftHTnD10 GQItDpHOf D клапана 3 и через концевой выключатель
4 с ОэмэткэЙ электрэ1лаГИ»тнэй защелки 9. Корпус рабочего Тормоз»ОГО цилиндра,з Выполнен В виде поршневой пары, состоягцей из секций 10 и 11, уплотнение которой эсутестт иется носредс).вом манжеты 12. На оси 1S секл11и 11 закреплен двуплечий рьп аг
14 1"этор1 гй огп1(11,1 концом удерживает, ся В исходном положения (при отсутствии условий блокирования) электромагнитнойй защелкой 9, на Втором конце ,рычага 14 закреплен ролик 15, образук)щий кул ачк 0 В 10 и аг)у, BT Dpb) зл еме »том которой Является выступ 16 на эсноввнии тормозногэ барабана 17. Профиль и кэличествэ Выступов 16 нв оснэaQlfHH тормозного барабана 17 определяются типом трвнспортногэ средства, параметрами тормозной системы и динамической нагруженностью рабочего тормозного цилиндра 5, исходя из условий эффективности торможения и плавности хода транспортного средства. Поршни
18 рабочего тормозного цилиндра 5 контактир ют с тормозными колодками 19.
Работа противоблокирэвочнэй тормозной системы транспортного средства эсуц1ествляется следу)элим образом.
При нажатии водителем педали тормозная )кидкость под давлением из глав- ногэ тормозного цилиндра 1 подается а рабочий тормозной цилиндр 5 через тормозную магистраль 2 и электромагнитный клапан 3. Давление в рабочем тормозном цилиндре 5 повышается и поршни 18 раздвигают тэрмэзные кол эдки 1 9, прижимая их к тормозному барабану 17. Колесо транспортнэгэ средства затормаживается. Если в процессе торможения колесэ блокируется, то сигнал, Вырабатываемьп1 датчиком угловой скорости 8 поступает на электрэнный блок управления 7, котэрый
Вкл10чает цепь обмотки электромвгнитногэ клапана 3, которым снабжен входной штуцер рабочего тормозного цилиндра 5. При этом рабочая полость цилиндра 5 отсекается от тормозной магистрали 2 и главного тормозного цилиндра 1 посредством пэршня электрэмагнитного клапана 3, который в своем конечном положении заставляет срабатывагь концевой выключатель 4, соединяя электронный блэк управления г с обмоткой электромагнитной за1цел- ки 9. Соединение электроннэго блока управлен»Я с обмоткой электромагнитной защелки 9 через концевой выключатель 4, которым снабжен электромагнитный клапан 3, позволяет вначале отсечь главный тормозной цилиндр 1 от цилиндра 5, а уж затем эсугцествить регулирэьание давления В пэследнем.
Поскольку корпус .рабочего тормозного цилиндра 5 выполнен в виде поршневой пары, то при освобождении рычага 14 электромагнитной защелкой 9, секции
10 и ll корпуса пэд действием высокого давления в рабочем тормознэм цилиндре 5 начинают перемещаться друг относительно друга. Обьем цилинд,ра 5 увеличивается за счет увеличения зазора "В между секциями 10 и 11, что привэдит к снижению давления в рабочем тормозном цилиндре 5. главный тормэзной цилиндр 1 с рабэчим тормозным цилиндром 5.
При последующем блокировании кочеса цикл повторяется вновь.
Колесо растормаживается. Если условия блокирования устранены не полнэстью, обмотки электромагнитного запорногэ клапана 4 и электромагнитной защелки
9 остаются во включенном состоянии.
Благодаря тому, чтэ секции 10 и 11 корпуса соединены рычагом 14 с роликом 15, образующим кулачкэвую пару с выступом 16 на эсновании тэрмознэгэ барабана 17, в этот период будет осуществляться импульсное торможение колеса. Вращаясь, колесо транспортного средства выступом 16 на основании тормозного барабана 17 взаимодействует с рычагом 14, KoTopbIA в момент прохождения роликом 15 выступа 16 возвращает секции 10 и 11 в исхэдное положение, восстанавливая давление в рабочем тэрмэзном цилиндре 5 до первоначального. Причем характер работы противоблокировочного устрэйства в импульснэм режиме будет определяться профилем и кэличеством выступэв 16 на основании тормозного барабана 17.
При ликвидации условий блокирования электронный блок управления 7 размыкает цепи обмоток злектромагнитнэгэ запорного клапана 3 и злектрэмагни-ной защелки 9. В момент прохождения роликом 15 выступа 16 секции 10 и
11 возвращаются в исходное пэлэжение рычагом 14, который фиксируется электромагнитной защелкой 9, происходит восстановление давления в рабочем тормознэм цилиндре 5 до первоначального значения. Вслед за этим поршень электромагнитного клапана 3 соединяет
Формула изобретения
Противоблокирэвочная тормозная система транспортного средства, содержащая главный тормознэй цилиндр, сэобщенный через электромагнитный клапан с рабочим тормозным цилиндром, и бчок управления, вход которого подклю15 чен к датчику измерения угловой скорости колеса, а выход к обмотке электромагнитного клапана, о т л ич а ю щ а я с я тем, чтэ, с целью пэвышейия надежности системы, корпус
20 рабочего тормэзногэ цилиндра выполнен
1 из двух секций, образующих поршневую пару, снабжен двуплечим рычагом, шарнирнэ связанным с каждой секцией кор2S пуса и имеющим на одном плече ролик, и электромагнитной защелкой для фиксации второго плеча двуплечего рычага, электрически связанной с обмоткой электромагнитного клапана, при этом на основании тормознэгэ барабана колеса выполнен выступ, образующий с упомянутым рэликэм кулачкэвую пару, а электромагнитный клапан снабжен концевым выключателем, включенным в электрическую связь электромагнитной защелки с обмоткой электромагнитного кл анана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
4э 1. Патент Великобритании
3 я 1248787, кл. F F, 1971.
2. Патент США М 3819236, кл. 303-21, 1974. а
650861
17 аказ 711/18 Тираж 803 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4
Составитель С. Макаров
Редактор K. Бородин Техред М. Петко Корректор С. Патрушева