Дисковый тормоз с самоусилением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

веиеью ок а. Союз Советских

Социалистииеских

Республик

ОП ИСАНЙЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ,4%

<»>651154

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 02 04 76 (21) 2342068/25-08 (51) М. Кл.

16D 55/48 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делан иэооретеннй н открытий

Опубликовано05.03.79.Бюллетень № 9

Дата опубликования описания 08.03.79 (53) УДК 621.593 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В. И. Трегубов и В. Ф. Рогозин

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт (71) Заявитель (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С САМОУСИЛЕНИЕМ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным машинам, и применимо к автомобильным дисковым тормозам.

Известен дисковый тормоз, в котором тормозная колодка находится под воздействием двух Рабочих тормозных цилиндров, направление тормозного усилия одного из них к тормозной поверхности всегда постоянно, в то время как направление усилия второго цилиндра автоматически изменяется в зависимости от коэффициента трения между тормозной колодкой и тормозным диском 113.

Известный тормоз изменяет коэффициент самоусиления тормоза только при варьировании коэффициента трения в нем, что происходит в эксплуатации не так часто. В остальных случаях коэффициент самоусиления тормоза остается постоянным во всем диапазоне прилагаемых усилий на органе управления, в частности на тормозной педали.

Недостатком известного решения является также невозможность получения больших тормозных усилий, не прибегая к помощи усилителей, при сравнительно невысоких давлениях в тормозном приводе.

Целью изобретения является создание конструкции дискового тормоза, обладающего самоусилением, эффект которого увеличивается по мере возрастания усилМя на управляющем органе тормозного привода.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемый тормозной диск выполнен упругим, а рычаги-упоры тормозных колодок устанавливают под острым углом к плоскости вращения диска.

На фиг. 1 схематично представлен описываемый тормоз, общий вид; на фиг. 2— вид А фиг. 1.

Дисковый тормоз состоит из вала 1 со шлицами 2. На валу установлены диски 3, между которыми установлены упругие элементы 4. В качестве упругих элементов могут применяться пружины 5 с термоизоля20 ционными прокладками.

Описываемый диск помещают между тормозными колодками 6 с фрикционными накладками 7, которые, в свою очередь, для получения эффекта самоусиления установ3

651!54,р

ЦНИИПИ Заказ " К2:l; Та1.аа I I,18 ll. nuгаoe

Филиал ППП «Патент», г Ужгород, ул, (1роектная, 4 лены на онцах рычагов-упоров 8, расположенных под углом к плоскости вращения тормозного диска. Друвис концы рычаговупоров шарнирно закреплены в скобе-суппорте 9.

Прижим торцовой колодки и тормозного диска может быть осуществлен любым из существующих тормозных приводов и исполнительных механизмов, однако деталь, непосредственно воздействуюшая на тормозную колодку, не должна препятствовать ее тангенциальному перемещению, чтобы не нарушить свойство тормоза к, самоусилению. УстройсTpo 10 служит для предварительного сжатия упру их элементов, что позволяет сделать характеристику тормоза ступенчатой.

Описываемый тормоз работает следуюшим образом.

При воздействии оператора на управляюший орган тормозного привода тормозные колодки под действием сил Р прижи- О маются к тормозным дискам. Так как тормозные колодки находятся на реактивных рычагах-упорах, расположены под острым углом к плоскости вращения тормозного диска, то в нем возникает тормозной момент, сопровождаюшийся эффектом самоусиления.

До тех пор пока усилия Р, воздействуюшие на тормозные колодки, не превысят усилия предварительного сжатия упругих элементов 4, 5, обусловленное затяжкой устройства 10, углы а наклона рычагов-упоров остаются постоянными, ч го обеспечит постоянство коэффициента самоусиления тормоза на этом этапе торможения. Как только усилия Р превысят силу предварительной затяжки упругих элементов 4, 5, тормозньц диски начнут сближаться, перемешаясь по шлицам 2 вала l. Это вызовет увеличение углов с и возрастание коэффициента самоусиления тормоза на втором этапе торможенияя.

Для предотвращения безграничного возрастания коэффициента самоусиления тормоза и как следствие резкого заклинивания тормоза, на внутренних поверхностях дисков предусмотрены упоры 11, ограничивающие сближение дисков. Этим же предотврашается переход тормоза из режима самоусиления в область самоотпускания.

Формула изобретения

Дисковый тормоз с самоусилением, содержащий тормозной диск, скобу тормоза, тормозныЕ колодки, рычаги-упоры, отличаюи4ийся тем, что, с целью получения эффекта самоусиления, увеличивающегося по мере возрастания усилия, прикладываемого к тормозным колодкам, диск выполнен упругим, а рычаги-упоры тормозных колодок установлены под острым углом к плоскости врашения диска.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ 1143403, кл. 63 с 51/02, 1963.