Узел смазки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик, ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (in 651177 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.02.7 8(21) 2583322/25-08 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано05. о3 79. Бюллетень № 9

Дата опубликования описания 09.03.79 (51) М. Кл.

F 16 N 15/00

Государственный намнтет

СССР

А0 делам нзобретеннй и открытий (53) УДК 621. . 89 (088.8) g, В. Орлов, В, B. Подгорков, Н. E. Богорад, В. М. Ярош, С. В. Алексеев и Ю.В, Кудряков (72) Авторы изобретения

Ивановский энергетический институт имени В. И. Ленина (71) Заявитель

{54) УЗЕЛ СМАЗКИ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технике обеспечения работоспособности узлов трения или режущего инструмента при работе их в вакууме или других условиях, не позволяющих применить обычные способы их смазки. 5

Для непрерывной смазки механических передач используются наливные масленки, фитильные масленки, масляные ванны или устройства циркуляционной смазки, содержащие шестеренчатые, лопастные или плун- 1О жерные насосы, трубопроводы и сопловые насадки. Все эти смазочные устройства требуют наличия картера, в котором размещается смазочное масло, они сложны по своей конструкции, дороги в изготовлении, делают конструкцию механической передачи громоздкой и утяжеляют ее, не применимы для работы в вакууме.

Известен узел трения, в котором в качестве смазки используется сухая порошкообразная магнитоактивная смазка, подающаяся с помощью магнитного возбудителя на пару трения, выполненную из магнитоактивных материалов (2) . Это устройство не позволяет обеспечить смазку пары трения, выполненной из нем агнитных материалов, требует наличия картера для размещения смазки, эффективность подачи смазки здесь зависит от модуля зубчатого зацепления. При вращении зубчатых колес в магнитном поле в них возникают вихревые токи, вызывающие дополнительный нагрев пары трения, снижающие КПД, надежность и срок службы узла трения. Поскольку пара трения в известном устройстве является элементом магнитной цепи, имеет место большое количество нерабочих зазоров, что требует повышенной намагничивающей силы магнитного возбудителя и, соответственно, увеличения патрубной электрической мощности.

Целью изобретения является повышение надежности работы и срока службы пары трения, детали которой выполнены как из магнитных, так и немагнитных материалов, уменьшение габаритов узла трения и снижение веса устройства для подачи смазки за счет отсутствия картера и уменьшения мощности, потребляемой магнитным возбудителем.

Это достигается за счет того, что магнитная система оснащена размещенными вблизи зоны трения полюсными наконечниками, 651177

3 рабочая часть которых выполнена соответствующей зазору трущихся поверхностей, при этом между наконечниками в зазоре помещена жидкая ферромагнитная смазка.

Наконечники выполнены сменными и установлены с возможностью перемещения относительно зоны трения. Элементы магнитной системы выполнены из магнитотвердого материала.

Изобретение поясняется чертежом. Предлагаемый узел смазки состоит из магнитного возбудителя, например электромагнита 1, сердечника 2 с накладками 3 и наконечников 4. Сердечник 2, накладки 3 и наконечники 4 выполнены из ферромагнитного материала. Элементы 5 пары трения (или рабочая часть режущего инструмента), выполненные из магнитных или немагнитных материалов, помещаются между наконечниками 4, введенными непосредственно в зону трения и удерживающими ферромагнитную жидкую смазку 6 в зоне трения. Наконечники 4 крепятся в отверстиях накладок 3 с помощью винтов 7 после регулирования их положения относительно пары трения.

В процессе работы узла смазки при включении электромагнитной катушки магнитного возбудителя 1 смазочная ферромагнитная жидкость 6, представляющая собой ферромагнитный коллоид железа на основе кремнийорганической жидкости или минерального масла, удерживается магнитными силами на наконечниках 4, замыкая собой магнитную систему, перекрывает пространство между наконечниками и закрывает собой зону контакта трущихся элементов пары трения.

Зона контакта элементов 5 пары трения полностью покрывается слоем ферромагнитной жидкой смазки, которая и обеспечивает смазочное действие в зоне трения элементов

5 пары. Магнитные силы удерживают смазку 6 в зоне контакта между наконечниками 4 и не позволяют ей разбрасываться движущимися элементами пары трения.

Для уменьшения зазора в магнитной системе и приближения наконечников 4 к зоне трения наконечники имеют форму рабочей части, соответствующую форм зазора межФормула изобретения

1. Узел смазки, содержащий магнитную систему, с магнитным возбудителем, обеспечивающий подачу магнитоактивной смазки в зону трения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и

25 срока службы пары трения, магнитная система оснащена размещенными вблизи зоны трения полюсными наконечниками, рабочая часть которых выполнена соответствующей зазору трущихся поверхностей, при этом между наконечниками в зазоре помещена

З0 жидкая ферромагнитная смазка.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что наконечники выполнены сменными и установлены с возможностью перемещения относительно зоны трения.

3. Узел по пп. !и 2, отличающийся тем, 35

Э что элементы магнитной системы выполнены из магнитотвердого материала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Черневский С. А. и др. Проектирование механических передач. М., «Машиностроение», !976.

2. Авторское свидетельство СССР № 523240, кл. F 16 N 15/00, 1975.

4 ду элементами пары трения, и выполнены подвижными.

Накладки 3 магнитной системы выполнены из магнитотвердого материала, обеспе5 чивающего за счет остаточной намагниченности удержание смазки при отключении магнитной катушки возбудителями.

Предлагаемое устройство позволяет иметь узел трения без картера для размещения в нем смазочного средства, обеспечивает

10 смазку пары трения из немагнитных материалов и повышает надежность и срок службы ее работы, снизить вес и уменьшить габаритные размеры узла смазки и всего узла трения, снизить мощность, потребляе15 мую магнитным возбудителем, и исключить нагревание элементов пары трения.

651177

Составитель В. Аношко

Техред О. Луговая Корректор А. Кравченко

Тираж 1138 Подписное

Редактор И. Гохфельд

Заказ 784/37

ННИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4