Патент 65157

Устройство для настройки радиоаппаратуры

 

Класс 21а, 75

21а, 69 № 65157.

СССР

К ПАТЕНТУ

Зарегистрировано в Баро изо:,рстений Госплана-СЕЕР-= - .

1- ВСЕСО ",,. -"; ПАТсДт, ., Главное управление злектрослаботочной промышленностй-1Ь4 ;:; .

Действительный изобретатель ин-ц Пауль Ф. Г. Холст

УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАСТРОЙКИ РАДИОАППАРАТУРЫ

Заявлено 7 июня 1940 года в Наркомэлектропрогя з:i М 35701 (308192) Опуб.тпковано 31 августа 1945 года

Действие патента распространяется на 15 лет от 7 июня 1940 года

Настоящее изобретение относится к уст1ройст вам для настройки радиоаппа ратуры при помощи рюверсивного двигателя, кнопок и селектора.

В таком устройстве, согJIBicHo изобретению, в качестве индикатора прг вильно сти установками се IBIKTDра на выбранную станцию использоваHB лампа. В момент правильной установки контакт селектора становится противев изолирующей прокладки между полудисками селектора, благодаря чему прерывается цепь питания лампы и она гаснет.

Изложенная сущность изобретения поясняется предлагаемым чертежом, на котором изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройствами

Не,показанный на чертеже радиоприемни к имеет элемент настройки

5 (например, переменный конденсаTDp). Ось 6 этого элемента посредством оси 7 соединена с барабаном 8.

Реверсивный двигатель настройки

9 имеет три обмотки, две из которых 10 и 11 служат обмотка ми возбуждения для противоположных направлений вращения, а третья 12 является главной обмоткой двигателя. Двигатель через зубчатую передачу 3, ось 15 и тросик 14 cDединяется с барабаном 8, а следовательно, и с осью 6 элемента. настройки. Якорь 18 двигателя передвигается в осевом напра влении для сцепления коленчатого рычага 19 с вращаемой им звезд,. чкой 20, входящей в з очатую передачу. При переходе на ручное упра1вление коленчатый рычаг отсоеди|няется от зубчатой передачи, откл1очая тем самым двигатель, настройки. В этом случа= настройка ведется при помощи кнопки 22 через ось 15, тросик 14 и бара&а и 8.

В качесгве индикатора настройки служит устройство 24 с тремя шкалами 25 и подвижным указателем

26. Этот указатель посредством шнура 28 связан с барабаном 8.

Элемент настройки 5 через ось 32 соединен с двумя полудисками 30 и 31, вращающимися ia разные сторогны. Каждый полудиск может поворач1 ватная на 180 . Между полудисками помещается узкии изолятор 33. Полудиски 30 и 31 соедингпотся с обмотками возбуждечия

10 и 11 реверсивного двигателя 18 посредством лроводов 34. Двига№ 65157 тель возбуждается от вторичной обмотки низког0 на пряжения 35 питающего трансформатора приемника. Провод 37 соединяет сбчотку трансформатора 35 с глмн:сй обможсй 12 двигателя. Пров д 38 соединяет, второй конец обмотки 35 с наж имными кнопками 40 — 44 се.Лектора, через которые питающий ток подводится к селекторным контактам 45 — 49.

Полудиски 30 — 31 при своем вращении касаются того или иного контакта, B aàâHñHìîñòH от угла

TlcIBDð

45 — 49, главную (обмотку 12 двигателя и одну из реверсивных обмоток .10 — 11 до тех пор, пока двигатель, вращая элемент на стройки, не приведет один из контактов 45 — 49 в сопри косно вение с изолятором 33.

В этот момент цепь двигателя размыкаепся и процесс настройки прек.ра щается. Та к как изолятор 33 не

Baмного шире контакта, то настраивающее устройство останавливается как раз в ст регулирс ваннсм положении. В случае перехода через это положение реверсивные полу диски

30 и 31 так действуют на двигатель, что он стремится вращать направляющи и элемент обратно к игзолятору 33,до положения 1<асания его с контактом. Один из проводов, соединяющ ий полудиск с обмотками возбуждения, зазегчлен (51).

Другой llipoa

:52 соединен с проводом 53, Зтот

:последяий присоед и няется к приемнику с целью заставить ег0 смолчать во вре<чя процесса на стройки.

Все селекторные переключатели — одноаолгосные íà gIIBB положения, о д вумя фиисирсван ными контактами 55 и 56 и одним подвижным 54.

Селекторный ключ 39 д вухполюсный Hai д1ва положения. Подвижной контакт 57 ключа заземлен и перемещается между контактами 58 и

59. Другой лод виж ной контакт 60 перемещается между неподвижными контактами 61 и 62.

Нормально замкнутые ключи, как по,<аза но на (схеме, соединяют контакты 55 — 54- и,61 — 60. При этом получается,последовательное ссед инение из питающего провода 38, ряда, ключей и контакта 54. Каждый и з неподвижных конта:<тсв Зб соединен с селекторными кснт2,

45 — 49 касающихся полудивков.

При действии одной и з селекторных кнопок 40 — 44 псслсдсвательная цепь прерывается |и цепь „".HHãàòåëÿ осуществляется через провод 38 и одl и из контактов 45 — 49.

На чертеже показан случай, когдаа заiм кнут клгс ч 42. Це 7I с существляется через контакт 47. Двигатель успел подвести изолятор 33 к ксгнтаиту 47 и цепь двигателя разомкнута. Селекторных ключей и контактов может быть взято любое количество, В зависи мссти От числа принимавчых .станций. На практике с5ычно преду!Сматривается 6 8 ключей.

Шкала и стрелка lllpH5oipa освеща.ются лампой 65. Нить лампы питается от во ричной обмотки 66 трансформатора через прсвода 67 и

68. Провод 67 соединен с ключом

39, когда ключ находится в положени и, указанном на чертеже. Контакт 57 заземляется, лампа питается от обмотки 66 и ос вещает стрелку вс все время настройки. Кроме этого при таком положении ключа загмыкаются контакты 60 и 61, благодаря чему замыкается цепь питан ия двигателя. Если ключ 39 поставить в другое положение, то замкнутся контакты 57 — 59 и 61 — 60.

П ри этол цепь питания двигателя через провод 38 прервется, а цель питания лам пы будет проходить через контакты 60 — 62, 57 — 59,и заземление 69.

Ключ 39 ско нструирован в виде кгнслки, что позволяет, при иажатом ее состоянии п рсязводить,настройку ст руки, т, е. в этот момент цепь дв и гателя разомкнута, Когда селекторные кнопки не нажаты, то лагмпг остается включенной при всех положениях контактов. Если одновременно с нажатием ключа 39 нажать, какую-либо селекторную кнопочку (на пример 42), тс цепь лампы будет за<мьгкаться не через заземле1гие 69, ai через контакты

54 — 56, 47, полудиск 30 или 31,, № 65157 провод 34, обмотки, !Π— 11, заземление 51 — 66. В момент касания контакта 47 с изолятором 33 цепь питания лампы прервется. Поэтому схема может быть ис пользована для отрггулирования контактов

45 — 49 на стопсвые положения при автоматической настройке приемника. При этом лампа 65 будет давать визулльную индикацию положения каждого селекторного контакта. Сама регулирозка производится таким образом: ключ 39 нажимается для управления от руки.

Когда эта настройка окончена, нажи !ается кнопка, соответстзующая данной станции. При этом ключ 39 остается включенны|м до тех пор, пока, контакт не придет к изолятору

33. В эт;т момент ток вечерев лампу прекращается и она гаснет, Допустим, что избран контакт 47.

До тех пор, пока он не придет в солрикооно вение с изолятором 33, лампа будет гореть, когда же контакт встанет точно в центре изолятора 33, она,погаснет, показывая тем самым, что контакт находится в отрегулированном состоянии.

Таким образом можно от1регулировать от руки все уст ройст1во для приема нескольких станций.

При открытом положении ключа

39 цепь возбуждения двигателя питается от обмотки 35. Когда же ключ 39 нажат, то последовательно с лампой включается реверсивная обмотка двигателя. Падение напряже.ия на этой обмотке приводит к тому, что лампа только слегка тлеет в Т0Т момент, когда один из ди коз приходит B cÎïpèêoñíoï2ние с селекторным контактом.

Из оп исания, таким образом, следует, что селекторные кнопки 40—

44, селекторные IKGHTJI1(TbI 45 — 49 и изолятор 33 дают возможность прерывать цепь двигателя H процессе настройки и цепь лайлы при регулировке настраизающего устройст ва.

Предмет патента

Устройство для настройки радиоаппаратуры при помощи реверсивното двигателя, .к«опок и селектора, отличающееся терм, что для правильной установки селектора «а выбранную станцию применена лампа, потухающая при установке подвижного контакта селектора противев изолирующей прокладки между полудиоками селектора.

Отв. редактор Д. А. Л1ихайлов

Техн. редактор М. В. Смольякова

Л 1:-;б2-1. Подписано к печати 18/11-1947 г. Тираж 500 экз. Цена 65 к. Зак. 351

Типография Госплониздата, ии. Воровского, г. Калуга